Способы наложения пикселей в Adobe Photoshop

| пятница, 14 января 2011 г.
Режимы наложения - одна из базовых вещей в Фотошопе, которая используется во многих инструментах и командах. Именно математика, примененная в режимах наложения, сделала Фотошоп одним из лидером (по мнению многих - основным лидером) работы с растровой графикой. Режимы наложения впоследствии стали использоваться во всех растровых и векторных редакторах, использующих слои.
    Математические модели смешивания пикселей в Adobe Photoshop 7.0 используются в:
  • собственно наложении слоев (Layer),
  • инструментах: заливка градиентом или цветом (Paint bucket tool, Gradient tool), наложение мазков кистью (Brush tool) или карандашом (Pencil tool), корректоры (Blur, Dodge, Burn tools), резинка (Erazer tool), инструменты создания векторных объектов (Rectangle, Rounded rectangle, Ellipse, Polygon, Line tools, Custom shape tool), инструмент редактирования (устранения дефектов) изображения (healing brush tool), инструменты клонирования (Clone stamp, Pattern stamp tools);
  • всех эффектах, формирующих стиль слоя (Layer Style);
  • командах: заливка (Fill), заливка контура (Fill Path), контур (Stroke), ослабление (Fade);
  • множестве фильтров.
Как видим, смешивание пикселей является основополагающим механизмом работы настолько обширного круга орудий и средств Фотошопа, что очевидно - понимание работы данного механизма дает ключ к осознанному виртуозному владению этим замечательным растровым редактором. Не правда ли, достойная цель?

Режимы наложения (смешивания) позволяют смешивать цвет пикселя с цветом любого пикселя, расположенного под ним. Другими словами, режим смешивания определяет, каким образом пиксели активного слоя взаимодействуют с пикселями других слоев, расположенных под ним.
Режимы наложения будем рассматривать на примере наложения слоев, так проще и нагляднее.
Для начала введем несколько понятий:
Цвет наложения или смешения, (Blend Color), это значение цвета пикселя в рабочем (активном) слое.
Основной цвет, (Base Color), это значение цвета пикселя нижележащего слоя. Если нижележащих слоев несколько, тогда фотошоп использует т.н. композитный цвет, т.е. цвет, полученный в результате последовательных наложений нижележащих слоев один на другой.
Результирующий цвет, (Result Color), конечное значение цвета пикселя, который и будет отражен на мониторе.
Нейтральный цвет, это цвет, наложение которого никак не отражается на результате. Это либо белый, либо черный, либо 50% серый.
Параметр Непрозрачность, (Opacity), является простейшим средством смешивания слоев. Он позволяет смешивать активный слой с расположенными под ним слоями в заданных пропорциях, изменяется от 100% (пиксели верхнего слоя полностью замещают нижний слой) до 0% (пиксели верхнего слоя полностью замещаются пикселями нижнего слоя)
В качестве картинки наложения (т.е. верхнего слоя) используем такую:
В качестве базовой картинки (т.е. нижний слой, цвет пикселей которого будем считать базовым) используем такую:
Далее приводится результат наложения этих двух слоев в разных режимах.


Нормальный (Normal). Alt+Shift+N

В сочетании со значением параметра Непрозрачность (Opacity), равным 100%, этот режим отображает каждый пиксель активного слоя в обычном виде, независимо от цвета расположенного под ним изображения. Когда значение Непрозрачность (Opacity) составляет менее 100%, цвет каждого пикселя в активном слое усредняется композитным пикселем слоев, расположенных под ним, в соответствии со значением Непрозрачности (Opacity).
Этот режим принят по умолчанию

Растворение (Dissolve). Alt+Shift+I

Результирующий цвет получается путем случайной подстановки базового или накладываемого цвета в зависимости от степени непрозрачности в каждой точке изображения. Наилучшие результаты этот режим дает при работе кистью или аэрографом, а также при значении непрозрачности (Opacity) слоя меньше 100%.
Пример работы режима, если параметр (Opacity) верхнего слоя равен 100%.

Растворение (Dissolve). Alt+Shift+I

Пример работы режима, если параметр (Opacity) верхнего слоя равен 50%.
Этот режим похож на наложение прозрачного шума (noise) на верхнее изображение. Иначе эффект можно описать как создание сухой текстуры, похожей на известковую, имеющую цвет слоя смешения.

Замена темным (Darken). Alt+Shift+K

Считывается цветовая информация в каждом канале и из двух цветов (базового и накладываемого) выбирается более темный, он и становится результирующим. Т.е., если в этом режиме пиксели верхнего слоя темнее базовых, то они не изменяются, если светлее, то заменяются на пиксели нижнего слоя. По каналам результирующая картина складывается из наименее ярких значений пикселей по каждому каналу.
Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Режим Darken хорошо подходит для подчеркивания картинки верхнего слоя, как будто растворяющейся в нижнем.

Умножение (Multiply). Alt+Shift+M

Считывает цветовую информацию в каждом из каналов и умножает значение накладываемого цвета на значение базового цвета. Формула вычисления режима Multiply Z=(X*Y)/255, Где X - яркость пикселя верхнего слоя, Y - яркость пикселя нижнего слоя, Z - яркость результирующего пикселя. Яркость результата получается всегда меньше любого из взаимодействующих слоев. Режим похож на просмотр напросвет двух наложенных друг на друга слайдов.
Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Режим Multiply вместе с регулировкой Opacity незаменим для создания всякого рода теней.

Затемнение основы (Color Burn). Alt+Shift+B

Основан на применении инструмента Burn, имитирующего переэкспозицию, по всему слою. Он использует цвета активного слоя для уменьшения значений яркости. Соответственно, режим гораздо более интенсивен, особенно в тенях, чем Multiply. За счет этого результирующее изображение становится заметно насыщеннее по цвету. Режим Затемнение (Color Burn) порождает радикальный, высококонтрастный эффект.
Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Пригодится для создания насыщенных, сочных деталей в коллажах, имитации эффектов, прожигающих (Burn) изображение.

Линейное затемнение (Linear Burn) Alt+Shift+A

Просматривает информацию о цвете в каждом канале и затемняет активный слой путем смешивания с композитным цветом, уменьшая яркость изображения. Режим Линейное затемнение (Linear Burn) диаметрально противоположен режиму Линейное отбеливание (Linear Dodge).
Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.

Замена светлым (Lighten). Alt+Shift+G

Режим, противоположный по действию режиму Darken. Считывается цветовая информация в каждом канале и из двух цветов (базового и накладываемого) выбирается более светлый (по каждому каналу отдельно!), он и становится результирующим. Т.е., если в этом режиме пиксели верхнего слоя светлее базовых, то они не изменяются, если темнее, то заменяются на пиксели нижнего слоя. По каналам результирующая картина складывается из наиболее ярких значений пикселей по каждому каналу.
Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.
Режим Lighten хорошо подходит для подчеркивания картинки верхнего слоя, как будто растворяющейся в нижнем.

Осветление (Screen). Alt+Shift+S

Режим противоположный Multiply. Считывает цветовую информацию в каждом из каналов и перемножает инвертированные значения базового и накладываемого цветов. Формула вычисления режима Screen Z=255-(255-Х)*(255-Y)/255. Результирующий цвет всегда получается более светлым. Похож на просмотр слайдов с помощью двух слайдпроекторов, направленных на один экран. Поэтому, собственно, и называется Screen.
Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает белый.
Режим Screen подходит для имитации свечения, проникающего в изображение нижнего слоя и различного вида бликов.

Осветление основы (Color Dodge). Alt+Shift+D

Действие режима Color Dodge похоже на Screen, но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Основан на работе инструмента Dodge, который имитирует недодержку в фотографическом процессе.
Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.
Очень хорошо имитирует особо яркие вспышки типа молний и взрывов. Годится для совмещения с фоном контрастных изображений.

Линейное отбеливание (Linear Dodge) Alt+Shift+W

Просматривает информацию о цвете в каждом канале и отбеливает активный слой путем смешивания с композитным слоем, увеличивая яркость изображения. Режим Линейное отбеливание (Linear Dodge) диаметрально противоположен режиму Линейное затемнение (Linear Burn).
Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.

Перекрытие (Overlay). Alt+Shift+O

Формула вычисления результирующего цвета зависит от различия яркости пикселей накладываемых слоев. Если яркость пикселей нижнего слоя выше, чем верхнего, то для этих пикселей включается режим Осветление (Screen), если же яркость пикселей нижнего слоя меньше, чем верхнего, то включается режим Умножение (Multiply). Благодаря данному режиму интенсивность базовых темных цветов в получаемом изображении увеличивается, а базовых светлых уменьшается. Накладываемые цвета перекрывают существующие пиксели, сохраняя свет и тени базового цвета. Сам базовый цвет не заменяется, а смешивается с накладываемым цветом, передавая ему свою яркость или затененность.
Нейтральный цвет - 50% серый.
Используется для усиления малоконтрастных деталей изображения, подчеркивания границ или градаций цветов.

Мягкий свет (Soft Light). Alt+Shift+F

Формула вычисления результирующего цвета зависит (только) от яркости пикселей накладываемого слоя. Если яркость пикселей выше, чем у 50% нейтрального серого, то для этих пикселей имитируется работа инструмента Осветлитель(Dodge), если же яркость пикселей ниже, чем у 50% нейтрального серого, то имитируется работа инструмента Затемнитель (Burn). В результате нижний слой как бы подсвечивается верхним. Похож на полупрозрачный Overlay, имитирует освещение изображения мягким или рассеянным светом.
Нейтральный цвет - 50% серый. Рисование чистым белым или чистым черным цветом делает фрагменты изображения более светлыми или более темными, но при этом не позволяет получить чистый белый или чистый черный цвет.
Режим Soft Light подходит для формирования заднего плана, когда нужно мягко вписать объект в фон, не перебивая передний план, к примеру, проступание объекта через слой облаков.

Жесткий свет (Hard Light). Alt+Shift+H

Режим наложения похожего действия, как и Soft Light, но сильнее. Режимы Overlay и Hard Light обратны друг другу. Т.е., если яркость пикселей накладываемого слоя (источник света) выше, чем у 50% нейтрального серого, то для этих пикселей включается режим Осветление (Screen), если же яркость пикселей ниже, чем у 50% нейтрального серого, то включается режим Умножение (Multiply). Эффект подобен освещению изображения пучком яркого направленного света.
Нейтральный цвет - 50% серый. Наложение белого дает белый, наложение черного дает черный.
Классическое применение Hard Light - придание фону объема текстуры, имеющейся на накладываемом слое, позволяет также добавлять в изображение тени.

Вообще, три последних режима - Наложение (Overlay), Мягкий свет (Soft Light) и Жесткий свет (Hard Light) - дают похожий результат. Все они приводят к увеличению интенсивности темных цветов в активном слое и светлых цветов в композитных пикселях слоев, расположенных ниже. Но их эффект проявляется в различной степени. Режим Наложение (Overlay) благоволит к композитным пикселям, а Жесткий свет (Hard Light) - к пикселям активного слоя. (Фактически, эти два режима прямо противоположны.) Режим Мягкий свет (Soft Light) - это упрощенный вариант режима Жесткий свет (Hard Light), который приводит к эффекту снижения контрастности.
Можно посоветовать начинать с режима Наложение (Overlay) всякий раз, когда Вы хотите смешать активный слой с расположенными под ним слоями и создать "равномерную" смесь. Под этим подразумевается смешивание цветов без каких бы то ни было деталей каждого из слоев. Применив режим Наложение (Overlay), поварьируйте параметром Непрозрачность (Opacity) для улучшения видимости композитных пикселей. С практической точки зрения Наложение (Overlay) - это самый удобный режим смешивания Photoshop, поэтому его разумно применять первым.
Если Вы не можете достичь желаемого эффекта при небольших значениях параметра Непрозрачность (Opacity), переключитесь в режим Мягкий свет (Soft Light) и поэкспериментируйте с ним. Если же эффект использования режима Наложение (Overlay) при значении параметра Непрозрачность (Opacity) 100% кажется слишком незначительным, перейдите в режим Жесткий свет (Hard Light).

Контрастный свет (Vivid Light) Alt+Shift+V

Работа режима основана на осветлении или затемнении активного цвета путем увеличения или уменьшения его контрастности в зависимости от композитного цвета. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50% серый, то изображение будет осветляться, пропорционально уменьшая контрастность. Если накладываемый цвет окажется темнее, чем 50% серый, то изображение будет затемняться, пропорционально увеличивая свою контрастность.
Нейтральный цвет - 50% серый.

Яркий свет (Linear Light) Alt+Shift+J

Работа режима основана на осветлении или затемнении активного цвета путем увеличения или уменьшения яркости в зависимости от композитного цвета. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50%-й серый, то изображение будет осветляться, пропорционально увеличивая яркость. Если накладываемый цвет окажется темнее, чем 50%-й серый, то изображение будет затемняться, пропорционально уменьшая свою яркость.
Нейтральный цвет - 50% серый.

Точечный свет (Pin Light) Alt+Shift+Z

Заменяет цвет пикселей активного слоя в зависимости от их яркости (по сравнению с 50% серым), и в зависимости от цвета композитных пикселей. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50%-й серый, то:
если активный пиксель темнее, чем композитный - то активный пиксель будет заменен базовым (композитным),
если активный пиксель светлее, чем композитный - то активный цвет станет результирующим;
Если накладываемый цвет (источник света) окажется темнее чем 50%-й серый, то:
если активный пиксель темнее, чем композитный - то активный цвет станет результирующим,
если активный пиксель светлее, чем композитный -то активный пиксель будет заменен базовым (композитным).
Нейтральный цвет - 50% серый.
Из пяти новых в Photoshop 7 режимов смешивания Точечный свет (Pin Light) представляется наиболее полезным для создания специфических эффектов.

Разница (Difference). Alt+Shift+E

Работа режима основана на считывании цветовой информации в каждом канале и вычитании значений базового цвета из значения накладываемого цвета или наоборот в зависимости от того, какой цвет имеет большую яркость. (По сути, используется модуль.) Формула режима Difference Z=/(X-Y)/
Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает инвертированное изображение базового слоя.
Если накладываемые слои не слишком темные или светлые и при этом достаточно насыщены, могут получиться интересные эффекты.

Исключение (Exclusion). Alt+Shift+X

Работает как режим Difference, но для темных пиксели слоя наложения результирующий цвет становится серым. Там же, где цвета наложения светлые, базовый цвет инвертируется в соответствующей степени. При этом создается эффект снижения контрастности. Получаются более мягкие эффекты, чем режим Difference.
Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает инвертированное изображение базового слоя.

Цветовой тон (Hue). Alt+Shift+U

Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения цветового тона (H, Hue) пикселей активного слоя и берет значения насыщенности и яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.
Может использоваться при тонировании отражений и бликов на металлических предметах.

Насыщенность (Saturation). Alt+Shift+T

Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения насыщенности (S, Saturation) пикселей активного слоя и берет значения цветового тона и яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.
Если цвет наложения белый, серый или черный, то происходит преобразование цветных пикселей базового слоя в градации серого.
Обычно использование этого режима приводит к утонченным эффектам. Этот режим применяют обычно в сочетании с другими режимами смешивания. Может использоваться для повышения или снижения насыщенности цветов, подобно эффекту нанесения глянцевого или матового покрытия поверх изображения, или для прорисовки сложных бликов.

Цветность (Color). Alt+Shift+C

Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения цветового тона и насыщенности (H+S, Hue+Saturation) пикселей активного слоя и берет значение яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.
Незаменим при раскрашивании фонового изображения в определенные цвета, расположенные на верхнем слое (т.е. используется активный слой для тонирования фона).

Яркость (Luminosity) Alt+Shift+Y

Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения яркости (L, Luminosity) пикселей активного слоя и берет значение цветового тона и насыщенности базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.
Наложение белого дает белый, наложение черного дает черный.
Незаменим при обработке изображений, когда качество яркостной и цветовых составляющих изображений различно и их надо лучшим образом скомбинировать. Может использоваться для тонирования активного слоя фоном.

Подложка (Behind).

Изменены будут только прозрачные области слоя наложения, а не пиксели базового цвета. Этот режим создает эффект рисования позади изображения. Доступен только для инструментов, не доступен для слоев. Очень удобный режим для создания теней. Однако его нельзя использовать для фона.
Он полезен, если вы хотите добавить к изображению тень, не удаляя закрашенные области в соседних слоях.

Режим Очистка (Clear)

Не доступен для слоев. В том месте, где наносятся штрихи, базовый цвет становится прозрачным (выключена опция Lock transparent pixels (Блокировать прозрачные точки)). Этот режим можно применить только для многослойного изображения при использовании инструментов Paint Bucket (Ведро с краской), Line (Линия) с включенной опцией Fill Region (Залить область) либо при применении команды Fill (Залить), Stroke (Очертить), Fill Path (Залить контур) или Stroke Path (Очертить контур). Данный режим нельзя использовать по отношению к фону.

В Photoshop 7, по сравнению с шестой версией, добавлены пять новых режимов смешивание, и на текущий момент в программе их 22.
Замечание: Режимы Исключение (Exclusion), Отбеливание (Color Dodge), Затемнение (Color Burn), Замена светлым (Lighten), Замена темным (Darken) и Разница Difference) не могут быть использованы в изображениях, представленных в цветовом формате Lab.
Переключение режимов смешивания для текущего инструмента или слоя Shift+«плюс» или Shift+«минyc»

(использованы материалы статьи Mike Homola
и книги Валерия Сальпагарова "Adobe Photoshop 7.0" http://www.rc.onego.ru E-Mail: svm@rc.onego.ru)

0 коммент.:

Отправить комментарий