Не секрет, что лошадь была и остаётся любимицей многих и многих поколений художников. Вот и на нашем портале изображения этих прекрасных животных весьма многочисленны. Однако, далеко не каждый художник сегодня может себе позволить и имеет возможность работать с натурой. Чтобы помочь разобраться с основными моментами в рисовании лошади, избежать досадных неточностей и ошибок приходится обращаться к фотографиям, рисункам мастеров, к специальной литературе. Но она, к сожалению, не всегда под рукой. Сегодня на портале мы публикуем выдержки и иллюстрации из книги А.Лаптева "Как рисовать лошадь", которая неоднократно переиздавалась и стала настоящим бестселлером отечественной анималистики.
администратор портала Усова Наталья
Рис. I. Скелет лошади
1 Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро. 23. XVIII ребро. 24 и 24'. Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27'. Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31'. Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39'. Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46'. Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.
Рис. 2. Поверхностная мускулатура тела лошади
1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2'. Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6'. Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11'. Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13'. Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14'. Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16'. Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18' Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23', 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25'. Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28'. Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30'. Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икро-ножный мускул (наружная головка). 32'. Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33'. Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34'. Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35'. Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36'. Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.
Рис. 3. Стати лошади
1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея, 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33'. Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37'. Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43'. Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.
Существует несколько систем измерения; мы приводим наиболее простую и приемлемую для задач художника схему, где за основу берется так называемый «квадрат» пропорции тела лошади, то есть отношение высоты к длине туловища, равное единице.
Рис. 12. Измерения тела лошади
Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерения нужно только в начальном периоде изучении рисования лошади.
ИЗМЕРЕНИЯ ТЕЛА ЛОШАДИ
Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:
1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).
2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).
3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.
4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.
Две с половиной длины головы почти равны.
1. Высоте холки над землей ВК.
2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.
3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).
Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:
1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.
2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).
Риc. 13. Измерения головы лошади
ИЗМЕРЕНИЯ ГОЛОВЫ
Голова в профиль (рис. 13 а). При длине головы — АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:
1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.
2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.
3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.
4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.
Голова при, осмотре спереди (рис. 13 б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:
1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,
2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.
3. ГД — от середины спинки носа до конца губ.
4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.
Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.
Здесь вы сможете скачать таблицу мастей tablica mastei.doc
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ РИСУНКА
Для того чтобы приступить к рисованию лошади на ходу (при медленном ее движении), надо иметь подвесной лоток с упором на животе, подвешенный через плечо на ремне.
Рисовать можно, держа лоток или в горизонтальном положении, или под небольшим углом к горизонту. Этюдник может быть различной величины.
Внутри ящика помещаются: бумага и в специальном боковом отделении карандаши, акварель и т. п. При рисовании акварелью хорошо подвешивать с правой стороны на ремень сосуд для воды. Эти все приспособления предусматривают работу стоя, но они, конечно, вполне удобны и для работы в сидячем положении. Самым удобным стульчиком для походной работы является стул-трехножка. Он может быть устойчивым на неровной поверхности земли.
Материалы для рисования очень разнообразны. Рисовать можно:
1) свинцовыми карандашами различной мягкости;
2) тушевальным (итальянским) карандашом;
3) цветными карандашами;
4) тушью (кистью мокрой и сухой, а также пером);
5) соусом (мокрым и сухим);
6) сангиной;
7) пастелью (в два-три цвета);
8) однотонной акварелью (сепией, умброй, вандиком, черной акварелью)
9) древесным углем (обычным и промасленным).
В каждом виде материала имеются свои достоинства и свои трудности. Есть смысл испробовать все виды техники для того, чтобы выбрать для себя наиболее приемлемый. Хорошее знание материалов и умелое пользование ими определяют успех работы.
Поскольку рисунок производится на бумаге, нужно ознакомиться со свойствами всех сортов ее, имеющихся в нашем распоряжении. Каждый перечисленный выше материал требует определенного сорта бумаги в связи с теми или иными техническими приемами. Сочетание бумаги и рисующего материала иногда можно варьировать в зависимости от техники рисунка. Наброски, например, требуют максимально подвижных средств исполнения (лучше всего мягкий свинцовый карандаш по слегка шероховатой бумаге).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ
Самый простой, доступный и распространенный материал — свинцовый карандаш, лучше всего мягкий. Чем мягче карандаш и крупнозернистей бумага, на которой делается рисунок, тем сочнее и рыхлее будет штрих, и, наоборот, чем мелкозернистее бумага и чем тверже карандаш, тем четче и суше будет штрих.
Черная тушь (обыкновенная) употребляется при перовой технике. Перо желательно иметь с хорошим упругим концом для того, чтобы можно было делать тонкий и толстый штрих. Бумагу для перовой техники лучше всего брать гладкую, хорошо проклеенную, так как шероховатость бумаги может затруднить движение пера.
Тушь в размывку хорошо ложится на бумаге, не боящейся влаги, то есть хорошо проклеенной.
Китайская тушь дает особенно тонкую размывку и имеет красивые разнообразные оттенки черного цвета. Китайцы работают на бумаге, слегка впитывающей влагу. Эта техника трудна и слишком индивидуальна.
Соус (сухой) дает богатую возможность в тональном рисунке. Он имеет глубокий бархатисто-черный цвет, довольно прочно пристает к бумаге, хорошо растушевывается пальцем и растушевкой. Применяется преимущественно в крупных рисунках.
Сангина напоминает твердую пастель коричневого тона. Свойства ее примерно те же, что и у соуса. Материал очень красивый.
Пастель (цветные мелки) по свойствам своим напоминает предыдущий материал, но при растушевке значительно мягче.
Однотонная акварель и гуашь. Этот материал, наиболее прочно пристающий к бумаге, обладает разнообразными возможностями. Им можно решать как чисто тоновые задачи, так и линеарные, то есть работать и мокрым и полусухим способом.
В этой технике можно легко наносить большие тоновые пятна, передавая разнообразие тоновых градаций, а после перерабатывать рисунок вплоть до деталей.
Для акварели из существующих бумаг лучше всего брать ватман или полуватман, то есть бумагу лучшего качества, дающую возможность производить смывание. Достоинством акварели является также и то, что она не требует фиксирования и прочно держится на бумаге.
Древесный уголь (обычный), употребляемый живописцами в подготовке картин, имеет значительные рисовальные качества. Это очень пластичный материал, он легко и красиво ложится на бумаге, дает сочный бархатистый штрих, удобен для растушевки (пальцем, растушевкой) и легко поддается стиранию резинкой и даже тряпкой. Его большим недостатком является то, что он очень непрочно держится на бумаге.
Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраняться. Фиксаж же, какого бы рецепта он ни был, все же заметно загрубляет тонкость растушевки, объединяет тональную градацию. Для учебных целей уголь незаменим.
Тушевальный карандаш и твердый соус (черный мёл очень красив) хороши для решения живописных задач в рисунке, но, к сожалению, этот материал у нас мало распространен.
В практике изображения я рекомендовал бы разнообразить технику выполнения. Разнообразие технических материалов можно связать с общими задачами изображения. Натура часто подсказывает, чем и как делать ее, какой избрать формат, а следовательно, и рисовальный материал. Так, перовая техника наиболее подходит к мелкому рисунку, уголь и сангина — к крупному. Для набросков незаменим простой графитный мягкий карандаш 5Б. Он легко и плавно скользит по бумаге, подвижен и красив при выполнении.
Также хорошо для набросков перо. Штрих в перовой технике наиболее обнажен и четок, что заставляет художника избегать всяких случайностей и быть одновременно и эмоциональным и строгим в приемах.
ЦВЕТНЫЕ ГРУНТЫ
Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага заранее дает для рисунка тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темным и светлым. Такую бумагу можно и самому приготовить при помощи мелкотолченой пастели или еще каким-нибудь красящим порошком, равномерно втирая его по всему листу тампоном из ваты.
По этому грунту наряду с основными рисунками без употребления мела можно работать и резинкой, вычищая светлые пятна или светлые штрихи.
Цветная бумага делается также при помощи раствора чая или кофе или заливается однотонной акварелью и гуашью.
Фиксировать рисунок можно начисто обезжиренным молоком или очень легким раствором кинопленки в ацетоне.
Было бы хорошо для больших, особенно станковых рисунков бумагу предварительно мочить и натягивать на доске и после высыхания делать рисунок. Это предохраняет готовый рисунок от покорабливания при сырости и не дает ему сильно сокращаться при высыхании, так как значительно уменьшает деформацию бумаги.
Выбор технических средств нужно делать в соответствии с той или иной задачей рисунка. Так, при набросках материал должен быть максимально подвижным и удобным в обращении для того, чтобы не затруднять и не создавать лишнюю напряженность в этой форме работы.
* * *
В книге приведены лишь самые необходимые сведения по руководству рисования лошади. Для более глубокого изучения вопроса и ознакомления со специальными трудами и материалами по коневодству рекомендуем обращаться:
в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в котором находится большое собрание картин русских художников, изображающих лошадь, скульптурные группы, анатомические экспонаты, скелеты, альбомы натурных зарисовок, фотографии и др. материалы;
во Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства, где имеется специальная библиотека, в которой сосредоточены научные труды, альбомы с фотографиями, анатомические атласы и другие материалы, касающиеся лошади.
Зарисовки можно производить на ипподромах, в кавалерийских частях, в опытно-показательных конюшнях, в манежах, на конных заводах, в колхозах, коневодческих фермах.
Выходные данные:
типография Гудок 1994год
Весь материал подготовила и прислала Наталья Рымарь
01.2007г. Источник http://www.animalist.ru/ | | | | |
0 коммент.:
Отправить комментарий