Портфолио дизайнера

| воскресенье, 18 сентября 2011 г.


18 июля 2011

Мнения специалистов

Грамотное портфолио, безусловно, «кормит» дизайнера. Можно долго расписывать себя как удивительного профессионала, но неудовлетворительная презентация работ в секунду сведет на «нет» все красивые рассказы. Поэтому вопросов, касающихся оформления портфолио дизайнера (утвержденных стандартов, как известно, не существует), имеется довольно много, начиная от банальных «Как формировать?» и «Где размещать?», заканчивая проблемой корректности выставления работ, не принятых заказчиком. И нужно ли вообще спрашивать разрешения работодателя на добавление материалов в собственное портфолио?

Портал Rabota.ru выяснил эти и другие нюансы у ведущих экспертов сферы дизайна.
Кейс 1. ADV/web-engineering co.
Алексей Волков, арт-директор:



«Есть несколько принципов создания хорошего портфолио.

1. Для начала нужно определиться с задачами и целями — для кого и для чего это портфолио создается. И исходя из этого, наполнять его соответствующим содержимым.


Потому что есть разница, будет ли это портфолио для привлечения прямых клиентов (студий дизайна, рекламных агентств), или же это будет портфолио ради заявления о себе как о специалисте в дизайнерской тусовке.

2. Очень хорошо, если у вашего портфолио есть какой-то единообразный стиль подачи, а может быть, даже целая концепция. Ведь оригинальность сыграет вам только на руку.

3. Если вы взялись за создание печатного портфолио, пристальное внимание нужно уделить очередности работ. Для начала пересмотрите все ваши работы и поставьте им оценки по пятибалльной шкале. В портфолио берем все "пятерки", лучшие "четверки" и парочку "троек". Первой работой ставим одну из наиболее удачных. А самую лучшую ставим последней. Между ними расставляем "четверки" и "пятерки", а в самой середине парочку "троек". Объясняю почему. Человеческая психика устроена таким образом, что мы запоминаем лучше всего то, чем все закончилось. После этого вспоминаем, с чего же все начиналось. А то, что было в середине, помним хуже всего. Воспользовавшись этим знанием, можно вывести лучшие стороны своего портфолио на первый план, а не самые примечательные спрятать назад.

4. А еще хорошие дизайнеры очень часто показывают процесс создания той или иной работы. Видя процесс, клиент сразу понимает, что именно делалось по проекту, как пришли к итоговому результату и какой объем работ был выполнен. Дизайнеру намного легче живется, когда клиент понимает, за что он платит.

Наличие электронного портфолио в век информационных технологий — обязательное условие для любого дизайнера. Его можно рассылать по почте для привлечения потенциальных клиентов. А онлайн-портфолио, размещенное в правильном месте, может само продавать ваши услуги без вашего особого участия.

Печатный вариант идет уже как дополнительная фишка, которую можно использовать для презентации работ при личной встрече с клиентом. Кроме того, наличие печатного портфолио зачастую обусловлено специализацией дизайнера. Если это графический или промышленный дизайнер, то печатный вариант будет ближе к сфере его деятельности. Если же это web-дизайнер, тогда можно обойтись и онлайн-вариантом.

Что касается корректности выставления в портфолио работ, не принятых заказчиком, если этот момент не был оговорен с клиентом заранее, то я не вижу ничего страшного в размещении не принятого варианта (да и принятого тоже). Только, конечно же, нужно написать, что это не утвержденная работа. Но лучше всего этот вариант показывать в качестве иллюстрации процесса работы над проектом.

Платформ для размещения портфолио хватает. Вот лишь некоторые, наиболее популярные из них:
http://cargocollective.com/;
http://revision.ru/;
http://www.behance.net/;
http://www.russiancreators.ru/.

В портфолио нужно размещать только самые крутые работы. Работы, которые не цепляют вас самих, вряд ли зацепят кого-то другого».
Кейс 2. Дизайн-студия WebProfy
Сергей Дорошко, коммерческий директор:

«Портфолио должно носить ярко выраженный авторский характер. Очень хорошо, если в портфолио показан не только конечный результат, а еще и процесс работы. Клиентам очень важно видеть процесс, это вызывает своего рода доверие к дизайнеру. Не нужно использовать много текстовой информации — достаточно лаконичного пояснения основных моментов работы над проектом. Не менее важно указывать ссылку на рабочий проект.


На наш взгляд, важно иметь портфолио как в печатном, так и в электронном виде. Причем электронное портфолио должно быть в двух вариантах — в формате PDF и в формате PowerPoint (как показывает практика, в некоторых компаниях до сих пор не знают, что такое PDF-документы). Нельзя однозначно сказать, какое портфолио лучше. Всегда нужно отталкиваться от здравого смысла, смотреть на сегмент своих клиентов. К примеру, если клиенты — малые и средние компании, то лучше использовать печатное портфолио. Если заказчики крупные, лучше использовать презентации в формате PDF, более того — оптимизированные для просмотра под высокотехнологичные устройства типа Ipad.

Работы, не принятые заказчиком, корректно публиковать в портфолио, поскольку дизайн — очень субъективное дело. Кому-то этот проект не нравится, а у кого-то вызовет восхищение! Более того, работы, выполняемые в рамках тендеров, нужно обязательно публиковать в портфолио, ведь фактически эта работа была выполнена, а то, что ее не приняли, не является проблемой как таковой. Только обязательно нужно честно указывать, что это тендерная работа или работа, выполненная по запросу клиента для внутреннего конкурса.

Касательно работ, выполняемых для работодателей, считаю, что нужно спрашивать разрешения, причем желательно получить его не в устной, а в письменной форме. Почему? Потому что работы, выполняемые дизайнером, который работает по трудовому договору, являются собственностью компании, для которой эти работы выполняются. Но надо помнить, что автор всегда имеет право на упоминание.

Где размещать портфолио, если нет собственного сайта? Есть много замечательных ресурсов в сети Интернет. На этих площадках, можно разместить всю необходимую информацию о себе, свои контакты, вести свой блог. Есть не менее замечательный ресурс в западном сегменте сети — http://www.fotolia.com/, но он больше подходит для дизайнеров, которые увлекаются разработкой интересных визуалов различной направленности, в том числе и фотографий, которые можно использовать в различных сферах, начиная от web-дизайна, заканчивая дизайном интерьера.

Можно пойти и по другому пути: создать свою страничку в социальной сети (но одного социального ресурса, конечно, мало). Моя рекомендация — подходить к решению этой задачи комплексно: разместить портфолио на специальных платформах, сделать себе страничку в Facebook, можно также использовать Twitter, публикуя там ссылки на свои работы. Главное — начать общаться с коллегами и потенциальными клиентами. Неплохо работают и адресные рассылки по профильным организациям. Я говорю не про спам — я говорю про качественно подготовленную презентацию и адресное письмо.

P.S. Помните, если у вас есть упорство и талант, вас обязательно заметят!»
Кейс 3. Рекламное агентство Grape
Алексей Николаев, арт-директор:

«Ваше портфолио — это презентация вашей жизни в проекции на вашу рабочую активность. Хорошая презентация должна быть понятна абсолютно любому человеку — будь то арт-директор дизайн-студии, коллега или клиент. Часто дизайнеры слишком сильно углубляются в творческий процесс оформления портфолио, пренебрегая при этом самым важным — контентом! Нужно стараться уходить от формата работы-картинки к работам-кейсам.


В каждом кейсе стоит описать не только задачу, поставленную клиентом, и конечный результат, но и сам процесс создания, сценарии решения, вариации. Необходимо грамотно презентовать свои работы. Логично представлять их на тех носителях, для которых они изначально создавались. На собеседовании максимально подробно расскажите о ваших лучших работах, удачах и неудачах в дизайне. Не бойтесь, творческие неудачи — не менее важный аспект работы дизайнера в студии, чем его успехи. Технический вопрос здесь не принципиален. Но, согласитесь, зачем распечатывать сайт на принтере или присылать PDF со спуском полос печатного буклета?

Работы, не принятые заказчиком, выставлять вполне корректно, если вы считаете, что данная работа решает дизайн-задачи клиента. Если клиент все же запретил вам публичное размещение, то захватите с собой подобные работы на интервью с работодателем — лишними они не будут.

Ресурсов для размещения работ сейчас уйма. Можно сочетать behance, revision, сargo с социальными сетями — есть очень удачные реализации персональных портфолио на Facebook, Flickr, Instagram.

Важно не количество работ в портфолио, а их качество! Но все-таки 8–10 работ за последние 2 года должны быть представлены — это будет хорошим показателем вашего творческого развития».
Кейс 4. Издательский Дом «РДВ-медиа»
Ольга Землякова, арт-директор департамента интернет-проектов:

«Портфолио — очень важная вещь, особенно качественное портфолио. Оно говорит о дизайнере гораздо больше, чем профильное образование или богатый послужной список. Отлично, если к резюме прилагаются работы в формате PDF (или ссылка на онлайн-портфолио). Печатная версия тоже очень эффектна (многие работы в материальном воплощении только выигрывают).


Есть пара моментов, которые могут испортить впечатление работодателя о портфолио, — например, плохо, когда в резюме присутствуют ссылки на отдельные рисунки (каждый раз их нужно открывать, а потом еще и возвращаться к резюме, читать описание). Еще хуже, если работы приложены к резюме разрозненными картинками без текстовых пояснений.

Есть простые правила оформления портфолио, о которых почему-то часто забывают.

— Вообще дизайнер должен уметь все, но на практике избыток информации только вредит. Не нужно показывать в портфолио абсолютно все работы. Выберите только самые свежие/сильные, особо крупные можно снабдить промежуточными вариантами, если они доступны.

— Портфолио должно быть четко структурировано: по клиентам (клиент и презентация разработок для него), по видам работ (сайты/наружная реклама/новогодние открытки и пр.) или каким-то еще понятным способом.

— Полезно указывать, какие из представленных работ уже реализованы, а какие — не приняты.

— Относитесь критично к своим работам — если сомневаетесь в необходимости показывать что-либо, не включайте это в портфолио. Оправдания вроде "У меня был вариант лучше, но заказчик все испортил своими правками" неуместны. Показывайте сразу тот самый лучший вариант, который не оценил заказчик.

Еще одна версия самопрезентации для дизайнера — резюме. Стильное, интересное, необычное, грамотно оформленное резюме непременно сыграет на руку! Кстати, это отличный выход для тех, кто только начинает и у кого работ еще мало. Главное — не увлекаться "рюшечками", основное — это информация о вас, и она должна быть читаемой.

Вот примеры для вдохновения (есть также и примеры, как не надо делать):
http://www.hongkiat.com/blog/creative-designer-resume-curriculum-vitae/;
http://blogof.francescomugnai.com/2008/09/the-20-most-creative-resumes-ive-seen-in-a-long-time-pure-inspiration/;
http://savedelete.com/100-most-creative-example-resumes-of-all-time.html.

Если нет собственного сайта, существует огромное количество сервисов, практически ежемесячно появляются новые. Выбирайте на вкус и цвет, как говорится. Если у вас как у дизайнера есть любимое занятие — условно говоря, любите рисовать логотипы, — то имеет смысл сформировать отдельное тематическое портфолио (например, для логотипов есть специальное место logopond.com).

Вот список сайтов, где можно разместить портфолио, посмотреть на чужие работы и набраться впечатлений:
— www.behance.net;
— www.ucreative.com;
— www.logopond.com;
— www.faveup.com;
— www.deviantart.com;
— www.designrelated.com и так далее...

Полезно посмотреть различные рейтинги площадок для размещения портфолио (например, http://www.designonstop.com/useful/service/16-poleznyx-servisov-gde-mozhno-razmestit-svoe-portfolio-onlajn.htm). Там, наряду с известными крупными сервисами встречаются и новые интересные платформы.

Еще один вариант формирования портфолио — блог. Блог-платформ тоже великое множество. Плюс ведения блога в том, что он работает в режиме реального времени — показывает, чем и как живет дизайнер, отражает самые свежие работы и процесс совершенствования человека как специалиста. Благодаря блогу можно легко увидеть и оценить потенциал дизайнера».

Источник: Rabota.ruhttp://www.rabota.ru/soiskateljam/career/portfolio_dizajnera.html

4 коммент.:

zero-art комментирует...

Ольга, спасибо за очень полезную информацию о портфолио дизайнера.

zero-art комментирует...

Как хорошо, что можно прочитать информацию о портфолио дизайнера и где можно разместить свои работы на разных сайтах, спасибо)

Анонимный комментирует...

Действительно полезная информация. Спасибо!

Анонимный комментирует...

А еще бывает интерактивный веб-портфолио. Например: 4portfolio.ru

Отправить комментарий

mastercard