Перспектива — это такая тема, о которой можно написать гораздо большую книгу, чем эта. Однако знание даже нескольких основных принципов перспективы поможет вам избежать многих типичных ошибок и благодаря этому значительно улучшить рисунки.
Первый важнейший принцип заключается в том, чтобы всегда помнить, что линия горизонта находится на уровне глаз. Даже если на заднем плане картины находятся горы, за ними все равно есть линия горизонта, которую можно обозначить на рисунке тонкой линией. Второй важнейший принцип: все удаляющиеся вглубь картины горизонтальные линии встречаются в точке схода, расположенной на горизонте. Памятуя об этих двух принципах, внимательно рассмотрите три эскиза на рисунке 3.8. Эти эскизы демонстрируют перспективу с. одной точкой схода. Так, на варианте А
железнодорожные рельсы и телеграфная линия сходятся в одной точке. Можно легко добиться того, чтобы все телеграфные столбы выглядели "правильно", если, нарисовав ближайший столб, провести линии от его верхушки и основания к точке схода. На варианте Б легкие линии, проведенные от углов ближайших зданий на переднем плане к точке схода, позволят без труда определить правильное расположение всех их дверей и окон, а также других зданий.
Если вы помните, что горизонт всегда находится на уровне глаз, вам нетрудно будет также определить высоту человеческих фигур и примерное расстояние между ними на вашей картине. Если почва ровная, то головы людей среднего роста будут находиться как раз на уровне горизонта, головы коренастых людей — ниже горизонта, а баскетболистов — над ним
Рисунок 3.8.
В перспективе с одной точкой схода удаляющиеся линии сходятся в одну точку, лежащую на горизонте. На рисунке А показаны телеграфная линия и железнодорожные рельсы, на рисунке Б — улица, на рисунке В — схематические фигурки людей. Заметьте, что на рисунке В головы людей находятся на линии горизонта, независимо от того, на каком расстоянии нарисованы фигурки. Причина этого в том, что горизонт всегда расположен на уровне глаз; исключения из этого правила допускаются лишь в тех случаях, когда на предмет смотрят сверху или снизу, а также когда нужно нарисовать людей выше или ниже среднего роста. На рисунке В показано, как можно легко определить высоту удаленных фигур, если они находятся на уровне земли
Рисунок 3.9.
Здесь показано, как знание правил построения перспективы с одной точкой схода помогает создать конструкцию предметов, находящихся (А) выше, (Б) на уровне и (В) ниже уровня глаз. Нарисуйте такую коробку в перспективе, а потом "вставьте" в нее нужный вам предмет — и вы не ошибетесь.
Что видит художник
Рисунок 3.10.
Предметы, расположенные ниже уровня глаз, на рисунке будут находиться ниже линии горизонта (А), если, конечно, вы не смотрите на них сверху вниз. И в варианте А, и Б все линии сходятся в одну точку на горизонте.
Легкие линии, проведенные от ног и головы ближайшей фигуры, задают эталон, позволяющий определить "правильные" размеры удаленных фигур. Если ближайшая фигура и фигуры на заднем плане находятся не на одной линии, то следует определить, какой должна быть высота каждой из них, и затем просто подвинуть их правее или левее, как это сделано с двумя наиболее удаленными схематическими силуэтами на рисунке В.
Если предмет расположен выше уровня глаз, то видна часть его нижней плоскости (как на рисунке 3.9 А); если ниже уровня глаз — видна его верхняя часть (В); на уровне глаз — ни то, ни другое (Б). Дополнительно это проиллюстрировано рисунком 3.10 А, где схематически нарисованный художник смотрит на крытый мост с лестницы, т. е. сверху. В его картине горизонт находится выше крыши моста. Если же художник сойдет с лестницы и посмотрит на мост с земли, он увидит нечто похожее на изображение на рисунке 3.10 Б. В этом случае горизонт будет находиться ближе к центру картины. Заметьте, как во всех случаях все линии сходятся в одну точку схода. Если на этапе создания композиции вашего рисунка вы потратите несколько минут, продумывая с карандашом в руках все эти принципы, ваши работы станут более убедительными.
Перспектива с двумя точками схода
Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке 3.11 в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Сравните эту иллюстрацию с рисунком 3.9, где показано то же правило применительно к перспективе с одной точкой схода. В обоих случаях линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку. На примере эскиза сарая (рисунок 3.12) видно, как тому же правилу подчиняются линии, продолжающие стены сарая. Поскольку сарай виден спереди, горизонт нахо¬дится близко к центру картины; голова фигуры человека размещена на линии горизонта.
Рисунок 3.11.
Коробка в перспективе с двумя точками схода показана на уровне глаз, снизу и сверху. Обратите внимание, как все горизонтальные линии сходятся в двух точках.
Рисунок 3.12.
Если смотреть прямо на предмет, то линия горизонта будет расположена в пространстве картины.
Если смотреть на предмет снизу, как на рисунке 3.13, линия горизонта будет располагаться в самом низу картины или даже за ее пределами. Обе точки схода по-прежнему находятся на горизонте, и все линии должны сходиться в них так, как показано. Именно правильный угол наклона сторон изображенного предмета делает всю композицию выглядящей реалистически.
Рисунок 3.13.
Если на предмет смотрят снизу, то линия горизонта расположена в нижней части картины или еще ниже.
Ваши рисунки значительно улучшатся, если вы при обдумывании композиции потратите некоторое время на то, чтобы наметить точки схода и с помощью линейки связать стороны предмета с нужной точкой.
Если одна или обе точки схода помещены слишком близко к предмету, изображение получится искаженным даже тогда, когда все остальное сделано в точном соответствии с правилами. На рисунке 3.14 А правая точка схода расположена слишком близко к сараю. Рисунок 3.14 Б показывает, как улучшился эскиз, когда правая точка схода была перенесена правее.
Рисунок 3.14.
Если тонки схода находятся слишком близко к предмету, изображение получается искаженным. На рисунке А правая точка схода размещена слишком близко к сараю. На рисунке Б она передвинута правее, и сарай выглядит более естественным.
Теперь рисунок выглядит "правильным". Он станет еще "правильнее", если я перенесу левую точку схода еще левее.
Рисунок 3.9.
Здесь показано, как знание правил построения перспективы с одной точкой схода помогает создать конструкцию предметов, находящихся (А) выше, (Б) на уровне и (В) ниже уровня глаз. Нарисуйте такую коробку в перспективе, а потом "вставьте" в нее нужный вам предмет — и вы не ошибетесь.
Что видит художник
Рисунок 3.10.
Предметы, расположенные ниже уровня глаз, на рисунке будут находиться ниже линии горизонта (А), если, конечно, вы не смотрите на них сверху вниз. И в варианте А, и Б все линии сходятся в одну точку на горизонте.
Легкие линии, проведенные от ног и головы ближайшей фигуры, задают эталон, позволяющий определить "правильные" размеры удаленных фигур. Если ближайшая фигура и фигуры на заднем плане находятся не на одной линии, то следует определить, какой должна быть высота каждой из них, и затем просто подвинуть их правее или левее, как это сделано с двумя наиболее удаленными схематическими силуэтами на рисунке В.
Если предмет расположен выше уровня глаз, то видна часть его нижней плоскости (как на рисунке 3.9 А); если ниже уровня глаз — видна его верхняя часть (В); на уровне глаз — ни то, ни другое (Б). Дополнительно это проиллюстрировано рисунком 3.10 А, где схематически нарисованный художник смотрит на крытый мост с лестницы, т. е. сверху. В его картине горизонт находится выше крыши моста. Если же художник сойдет с лестницы и посмотрит на мост с земли, он увидит нечто похожее на изображение на рисунке 3.10 Б. В этом случае горизонт будет находиться ближе к центру картины. Заметьте, как во всех случаях все линии сходятся в одну точку схода. Если на этапе создания композиции вашего рисунка вы потратите несколько минут, продумывая с карандашом в руках все эти принципы, ваши работы станут более убедительными.
Перспектива с двумя точками схода
Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке 3.11 в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Сравните эту иллюстрацию с рисунком 3.9, где показано то же правило применительно к перспективе с одной точкой схода. В обоих случаях линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку. На примере эскиза сарая (рисунок 3.12) видно, как тому же правилу подчиняются линии, продолжающие стены сарая. Поскольку сарай виден спереди, горизонт нахо¬дится близко к центру картины; голова фигуры человека размещена на линии горизонта.
Рисунок 3.11.
Коробка в перспективе с двумя точками схода показана на уровне глаз, снизу и сверху. Обратите внимание, как все горизонтальные линии сходятся в двух точках.
Рисунок 3.12.
Если смотреть прямо на предмет, то линия горизонта будет расположена в пространстве картины.
Если смотреть на предмет снизу, как на рисунке 3.13, линия горизонта будет располагаться в самом низу картины или даже за ее пределами. Обе точки схода по-прежнему находятся на горизонте, и все линии должны сходиться в них так, как показано. Именно правильный угол наклона сторон изображенного предмета делает всю композицию выглядящей реалистически.
Рисунок 3.13.
Если на предмет смотрят снизу, то линия горизонта расположена в нижней части картины или еще ниже.
Ваши рисунки значительно улучшатся, если вы при обдумывании композиции потратите некоторое время на то, чтобы наметить точки схода и с помощью линейки связать стороны предмета с нужной точкой.
Если одна или обе точки схода помещены слишком близко к предмету, изображение получится искаженным даже тогда, когда все остальное сделано в точном соответствии с правилами. На рисунке 3.14 А правая точка схода расположена слишком близко к сараю. Рисунок 3.14 Б показывает, как улучшился эскиз, когда правая точка схода была перенесена правее.
Рисунок 3.14.
Если тонки схода находятся слишком близко к предмету, изображение получается искаженным. На рисунке А правая точка схода размещена слишком близко к сараю. На рисунке Б она передвинута правее, и сарай выглядит более естественным.
Теперь рисунок выглядит "правильным". Он станет еще "правильнее", если я перенесу левую точку схода еще левее.
Круги в перспективе
В ваших композиционных набросках редко встретятся круги, на которые смотрят прямо спереди и которые на бумаге выглядят правильными кругами. Чаще всего круги приходится рисовать в перспективе. Круг в перспективе легко построить внутри квадрата, нарисованного в правильной перспективе (как на рисунке 4.2). Чтобы нарисовать круг в таком перспективно-пространственном квадрате, сначала нужно определить центр квадрата (рисунок 4.2), потом провести через него вертикальную и горизонтальную линии и далее последовательно выполнять все то, что показано на рисунке 4.4. Башенные часы на рисунке 4.4 показывают пример использования такого способа рисования круга в перспективе.
Рисунок 4.3.
Центр квадрата, нарисованного в перспективе, находится в точке пересечения его диагоналей.
Рисунок 4.4.
А. Чтобы нарисовать круг в перспективе, последовательно выполняйте пункты 1—4.
1. Определите центр квадрата.
2. Проведите через центр вертикальную и горизонтальную линии.
3. Нарисуйте короткие прямые линии вдоль сторон квадрата в тех местах, где круг будет с ними соприкасаться.
4. Соедините эти короткие прямые линии округлыми кривыми, чтобы завершить круг.
Б. Практическое применение круга в перспективе.
В ваших композиционных набросках редко встретятся круги, на которые смотрят прямо спереди и которые на бумаге выглядят правильными кругами. Чаще всего круги приходится рисовать в перспективе. Круг в перспективе легко построить внутри квадрата, нарисованного в правильной перспективе (как на рисунке 4.2). Чтобы нарисовать круг в таком перспективно-пространственном квадрате, сначала нужно определить центр квадрата (рисунок 4.2), потом провести через него вертикальную и горизонтальную линии и далее последовательно выполнять все то, что показано на рисунке 4.4. Башенные часы на рисунке 4.4 показывают пример использования такого способа рисования круга в перспективе.
Рисунок 4.3.
Центр квадрата, нарисованного в перспективе, находится в точке пересечения его диагоналей.
Рисунок 4.4.
А. Чтобы нарисовать круг в перспективе, последовательно выполняйте пункты 1—4.
1. Определите центр квадрата.
2. Проведите через центр вертикальную и горизонтальную линии.
3. Нарисуйте короткие прямые линии вдоль сторон квадрата в тех местах, где круг будет с ними соприкасаться.
4. Соедините эти короткие прямые линии округлыми кривыми, чтобы завершить круг.
Б. Практическое применение круга в перспективе.
Двускатная крыша в перспективе
Рисуя дома или сараи, нужно добиваться, чтобы углы наклона всех частей крыши выглядели правильно. Кое-что можно сделать и на глаз, вбрасывая линию за линией, пока не скажешь сам себе: "Примерно так!" Но наибольшая часть работы над правдоподобием рисунка крыши заключается (использовании законов перспективы. Несколько дополнительных построений помогут определить точки схода линий крыши. Рисунок 4.5 показывает лишь последовательных операций, необходимых для того, чтобы двухскатная крыша выглядела правильно. Обратите внимание, что начинать (см. рисунок 4.5 А) следует с определения центра нарисованной в перспективе стены, о чем мы ранее говорили.
Рисунок 4.5.
Чтобы завершить рисунок двускатной крыши в перспективе, последовательно выполняйте все операции от А до Е.
А. Определите центр стены сарая и проведите через него вертикальную линию вверх. Вершина крыши будет находиться где-то на этой вертикали.
Б. Определите высоту крыши. Попробуйте несколько раз и выберите именно ту, которая покажется вам правильной.
В. Проведите из точки схода вертикальную линию; затем продлите ту линию крыши, которая показалась вам правильной, пока она не пересечет эту вертикаль. В месте пересечения поставьте точку.
Г. Линия тыла крыши при продлении должна прийти в ту же точку, что и фронтальная.
Д. Соедините конек крыши и дальнюю сторону сарая и тем самым завершите линию крыши.
Е. Нарисуйте конек крыши так, чтобы при продлении он пересекал левую точку схода.
Рисуя дома или сараи, нужно добиваться, чтобы углы наклона всех частей крыши выглядели правильно. Кое-что можно сделать и на глаз, вбрасывая линию за линией, пока не скажешь сам себе: "Примерно так!" Но наибольшая часть работы над правдоподобием рисунка крыши заключается (использовании законов перспективы. Несколько дополнительных построений помогут определить точки схода линий крыши. Рисунок 4.5 показывает лишь последовательных операций, необходимых для того, чтобы двухскатная крыша выглядела правильно. Обратите внимание, что начинать (см. рисунок 4.5 А) следует с определения центра нарисованной в перспективе стены, о чем мы ранее говорили.
Рисунок 4.5.
Чтобы завершить рисунок двускатной крыши в перспективе, последовательно выполняйте все операции от А до Е.
А. Определите центр стены сарая и проведите через него вертикальную линию вверх. Вершина крыши будет находиться где-то на этой вертикали.
Б. Определите высоту крыши. Попробуйте несколько раз и выберите именно ту, которая покажется вам правильной.
В. Проведите из точки схода вертикальную линию; затем продлите ту линию крыши, которая показалась вам правильной, пока она не пересечет эту вертикаль. В месте пересечения поставьте точку.
Г. Линия тыла крыши при продлении должна прийти в ту же точку, что и фронтальная.
Д. Соедините конек крыши и дальнюю сторону сарая и тем самым завершите линию крыши.
Е. Нарисуйте конек крыши так, чтобы при продлении он пересекал левую точку схода.
Геометрия зданий
Использование геометрических форм при разработке композиционного наброска архитектурного сюжета показано на рисунке 4.6. Я хотел нарисовать восьмигранный шпиль на каменной башне церкви. Сначала я приблизительно обозначил саму каменную башню, используя правую и левую точки схода на линии горизонта картины. Крыша башни, находящаяся выше уровня глаз, не видна, но я представил себе, что башня сделана из стекла и что сквозь нее я могу видеть плоскость крыши. Я нашел центр этой невидимой мне крыши в точке пересечения диагоналей (1). Где-то на вертикали, проведенной через эту точку, будет лежать вершина церковного шпиля. Затем я определил точки, где будут находиться углы расположенного на плоскости крыши восьмиугольника (они помечены крестиками на рисунке 2). Затем я определил высоту шпиля относительно высоты башни и в этом месте поставил точку на вертикали, проведенной, как на рисунке А. Все остальные линии шпиля сходятся в этой точке (3). Теперь, зная, что пропорции и геометрия моей башни со шпилем выглядят достаточно правильно, я начинаю прорабатывать по этой конструкции другие детали сюжета. Уничтожив все ненужные вспомогательные линии, я завершаю набросок верхушки башни (4).
Рисунок 4.6.
Конструкция восьмиугольного шпиля создается так.
1. Найдите центр крыши.
2. Обозначьте крестиками восьмиугольное основание.
3. Нарисуйте шпиль так, чтобы все линии сходились на центральной вертикали.
4. Добавьте к этой конструкции необходимые детали.
Все этапы создания композиционного наброска архитектурного сюжета показаны на рисунке 4.7 А, Б и В. Это очень простой сарай, геометрическая структура которого проработана в А и дополнена реальными деталями в Б. На новый лист бумаги для окончательной проработки пером или карандашом нужно переносить именно эти детали (В).
Один из способов использования круга в перспективе показан в наброске мостика (рисунок 4.8). Чтобы арка моста выглядела правильно, я построил ее на основе круга в перспективе (А). Обратите внимание, что нижняя половина достроенного круга указывает, как расположить тень под мостом.
Рисунок 4.7.
A. Часть композиционного рисунка, основанного
на элементарных геометрических формах сарая
с двускатной крышей.
Б. Нанесение на базовый набросок специфических деталей сарая.
B. Так выглядит окончательный эскиз после
перенесения деталей с композиционного рисунка
на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).
Рисунок 4.8.
На рисунке А показано, как построить квадрат в перспективе, чтобы на его основе разработать рисунок моста (Б). При этом невозможно избежать стирания неправильных линий, а, значит, повреждения поверхности бумаги. Поэтому я всегда делаю такие операции на отдельном листке, а затем перевожу то, что нужно для рисунка, на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).
На рисунке 4.9 А показаны шесть цельных трехмерных форм; все вместе они образуют достаточно сложную структуру деревенской церкви (Б). Этапы создания композиционного рисунка, который я перенес на окончательный вариант, проиллюстрированы рисунком 4.9 А и Б. Очертания на рисунке А дают мне все необходимое для создания композиционного рисунка (Б).
Рисунок 4.9.
На А показаны основные геометрические формы, использованные при создании композиционного наброска Б.
При проработке композиции нужно научиться представлять себе геометрию сюжета с такой степенью детализации, которая даст уверенность, что после завершения рисунка вся конструкция будет выглядеть правильно.
Рисунок 4.10.
А. Мой приблизительный композиционный набросок деревенской церкви с предыдущего рисунка.
Б. Проработка деталей на основе этой конструкции перед переносом композиции на чистовой лист бумаги.
Использование геометрических форм при разработке композиционного наброска архитектурного сюжета показано на рисунке 4.6. Я хотел нарисовать восьмигранный шпиль на каменной башне церкви. Сначала я приблизительно обозначил саму каменную башню, используя правую и левую точки схода на линии горизонта картины. Крыша башни, находящаяся выше уровня глаз, не видна, но я представил себе, что башня сделана из стекла и что сквозь нее я могу видеть плоскость крыши. Я нашел центр этой невидимой мне крыши в точке пересечения диагоналей (1). Где-то на вертикали, проведенной через эту точку, будет лежать вершина церковного шпиля. Затем я определил точки, где будут находиться углы расположенного на плоскости крыши восьмиугольника (они помечены крестиками на рисунке 2). Затем я определил высоту шпиля относительно высоты башни и в этом месте поставил точку на вертикали, проведенной, как на рисунке А. Все остальные линии шпиля сходятся в этой точке (3). Теперь, зная, что пропорции и геометрия моей башни со шпилем выглядят достаточно правильно, я начинаю прорабатывать по этой конструкции другие детали сюжета. Уничтожив все ненужные вспомогательные линии, я завершаю набросок верхушки башни (4).
Рисунок 4.6.
Конструкция восьмиугольного шпиля создается так.
1. Найдите центр крыши.
2. Обозначьте крестиками восьмиугольное основание.
3. Нарисуйте шпиль так, чтобы все линии сходились на центральной вертикали.
4. Добавьте к этой конструкции необходимые детали.
Все этапы создания композиционного наброска архитектурного сюжета показаны на рисунке 4.7 А, Б и В. Это очень простой сарай, геометрическая структура которого проработана в А и дополнена реальными деталями в Б. На новый лист бумаги для окончательной проработки пером или карандашом нужно переносить именно эти детали (В).
Один из способов использования круга в перспективе показан в наброске мостика (рисунок 4.8). Чтобы арка моста выглядела правильно, я построил ее на основе круга в перспективе (А). Обратите внимание, что нижняя половина достроенного круга указывает, как расположить тень под мостом.
Рисунок 4.7.
A. Часть композиционного рисунка, основанного
на элементарных геометрических формах сарая
с двускатной крышей.
Б. Нанесение на базовый набросок специфических деталей сарая.
B. Так выглядит окончательный эскиз после
перенесения деталей с композиционного рисунка
на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).
Рисунок 4.8.
На рисунке А показано, как построить квадрат в перспективе, чтобы на его основе разработать рисунок моста (Б). При этом невозможно избежать стирания неправильных линий, а, значит, повреждения поверхности бумаги. Поэтому я всегда делаю такие операции на отдельном листке, а затем перевожу то, что нужно для рисунка, на основной лист бумаги (как это описано в главе 3).
На рисунке 4.9 А показаны шесть цельных трехмерных форм; все вместе они образуют достаточно сложную структуру деревенской церкви (Б). Этапы создания композиционного рисунка, который я перенес на окончательный вариант, проиллюстрированы рисунком 4.9 А и Б. Очертания на рисунке А дают мне все необходимое для создания композиционного рисунка (Б).
Рисунок 4.9.
На А показаны основные геометрические формы, использованные при создании композиционного наброска Б.
При проработке композиции нужно научиться представлять себе геометрию сюжета с такой степенью детализации, которая даст уверенность, что после завершения рисунка вся конструкция будет выглядеть правильно.
Рисунок 4.10.
А. Мой приблизительный композиционный набросок деревенской церкви с предыдущего рисунка.
Б. Проработка деталей на основе этой конструкции перед переносом композиции на чистовой лист бумаги.
Построение перспективы
Перспектива — система законов изображения трехмерных объектов на плоской поверхности. Первый этап изображения трехмерного предмета — определение положения линии горизонта или "точки зрения", устанавливающей отношение между зрителем и изображаемым объектом. Если линия горизонта, а, соответственно, и точка зрения, находится в верхней части рисунка, земная поверхность широко разворачивается перед рисующим и зритель смотрит на изображенные предметы сверху; если линия горизонта приблизительно в середине листа, взгляд направлен прямо; а если она находится низко, зритель будет смотреть на предметы снизу вверх.
В одной реалистической композиции может быть только одна ли¬ния горизонта или точка зрения и все предметы должны соотноситься с ней.
Второй фактор, который следует учитывать, рисуя перспективное изображение, это то, что удаленные предметы кажутся меньше, а когда они достигают линии горизонта, исчезают вовсе в месте, называемом "точка схода". Разница между низким и удаленным предметом состоит в том, что низкие предметы малы по высоте, в то время как удаленные предметы уменьшаются по всем направлениям.
Линии, идущие параллельно друг другу, как, например, рельсы, будут постепенно сходиться по мере удаления и в конце концов встретятся в точке схода на линии горизонта. Это правило особенно часто применяется при изображении домов, когда линии крыш, фундамента, верхняя и нижняя линии окон и дверей, находящиеся на одной стороне здания, параллельны друг другу. Приложите линейку к одной из таких линий, продолжите ее до линии горизонта — и вы увидите, где находится точка схода. Если параллельные линии, продленные до линии горизонта, не встретятся, они не соответствуют правилам перспективы.
Перспектива — система законов изображения трехмерных объектов на плоской поверхности. Первый этап изображения трехмерного предмета — определение положения линии горизонта или "точки зрения", устанавливающей отношение между зрителем и изображаемым объектом. Если линия горизонта, а, соответственно, и точка зрения, находится в верхней части рисунка, земная поверхность широко разворачивается перед рисующим и зритель смотрит на изображенные предметы сверху; если линия горизонта приблизительно в середине листа, взгляд направлен прямо; а если она находится низко, зритель будет смотреть на предметы снизу вверх.
В одной реалистической композиции может быть только одна ли¬ния горизонта или точка зрения и все предметы должны соотноситься с ней.
Второй фактор, который следует учитывать, рисуя перспективное изображение, это то, что удаленные предметы кажутся меньше, а когда они достигают линии горизонта, исчезают вовсе в месте, называемом "точка схода". Разница между низким и удаленным предметом состоит в том, что низкие предметы малы по высоте, в то время как удаленные предметы уменьшаются по всем направлениям.
Линии, идущие параллельно друг другу, как, например, рельсы, будут постепенно сходиться по мере удаления и в конце концов встретятся в точке схода на линии горизонта. Это правило особенно часто применяется при изображении домов, когда линии крыш, фундамента, верхняя и нижняя линии окон и дверей, находящиеся на одной стороне здания, параллельны друг другу. Приложите линейку к одной из таких линий, продолжите ее до линии горизонта — и вы увидите, где находится точка схода. Если параллельные линии, продленные до линии горизонта, не встретятся, они не соответствуют правилам перспективы.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ
Многие начинающие художники допускают грубые ошибки при рисовании так как ничего не знают об уровне глаз, или линии горизонта. Вообще-то это очень простое понятие, и следует только объяснить, что это такое.
Уровень глаз — это высота, с которой ваши глаза смотрят на объект. Напишите это предложение и поместите там, где вы сможете его часто видеть, — это важно для вашего художественного развития.
УРОВЕНЬ ГЛАЗ
Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно лечь на пол. Заметьте, что в таком положении вы видите большинство предметов не сверху, а снизу. Теперь сядьте на полу, заметьте различие и пересядьте повыше, на стул. Очевидно, что чем выше вы поднимаетесь, тем больше видите верхних частей объектов. Если бы вы взобрались по лестнице на чердак, то с крыши были бы видны лишь верхние части объектов. Просто?
ТОЧКИ СХОДА
Художник смотрит на параллелепипед (первый рисунок на следующей странице) с линии уровня глаз и не видит три из шести имеющихся граней. Если продолжить линии параллельных ребер, то они пересекутся в точке схода. Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта (что в принципе одно и то же), где пересекаются линии, являющиеся продолжением ребер кубического объекта. (На этом рисунке обьект расположен ниже линии горизонта).
Сходящиеся линии, точка схода и линия уровня глаз составляют перспективу. Перспектива — это латинское слово, которое значит "смотреть сквозь". Другими словами, вы представляете себе, что объект прозрачен, и вы видите все его стороны.
Чтобы нарисовать объект в перспективе, достаточно просто его внимательно изучить. Каков угол и длина сторон по сравнению с другими сторонами? Какова длина и ширина объекта по сравнению с расположенными рядом с ним объектами? Задавая себе такие вопросы во время изучения объекта, вы повысите свою наблюдательность.
На среднем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, расположенный на линии горизонта, на которой и находятся точки схода. На последнем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, точка схода которого расположена снизу — он находится выше линии уровня глаз. Следовательно, если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта. Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта. Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.
КУБ В ПЕРСПЕКТИВЕ
На примере куба можно отчетливо увидеть иллюзию трех измерений — высоты, ширины и глубины, — которую вам необходимо научится передавать на плоской бумаге. Если вы научитесь правильно передавать объем, вам не составит труда нарисовать любой предмет.
С этого момента вам необходимо будет помнить о трех измерениях, которые присутствуют во всем. Высота, ширина и глубина кубических объектов при изображении их на плоскости, в зависимости от угла зрения, могут быть разными — на самом же деле они одинаковы. Высота может казаться больше, чем глубина, или ширина может иметь наибольшую величину. Самое главное — это соблюдать их соотношение, и скоро вы будете гордиться своими успехами.
Теперь возьмите любую коробку и поместите ее на уровне глаз. Поверните ее так, чтобы были видны две стороны, как на первом рисунке, и начинайте работать.
ОЦЕНИВАЕМ СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Рисовать реалистично — это значит рисовать точно. Какими бы ни были пропорции вашей коробки, проверьте соотношение всех сторон. Заметьте, что длина у коробки слева в два раза больше, чем ее ширина. Все три коробки расположены по-разному относительно к линии горизонта. Нарисуйте свою коробку в трех разных позициях, как показано на рисунке, пользуясь любым карандашом.
Когда вы овладеете навыком рисования кубического объекта, находящегося на одном уровне с вашими глазами, продолжайте тренировку дальше. Нарисуйте коробку, расположенную выше и ниже уровня глаз. Следите за тем, чтобы продолжающие линии сходились в точках схода 1 и 2, даже в том случае, если они будут лежать за пределами листа бумаги.
ОБЪЕКТЫ НИЖЕ ЛИНИИ УРОВНЯ ГЛАЗ
Большинство объектов, которые вам придется рисовать (по крайней мере, вначале) — это объекты в помещении, находящиеся ниже линии уровня глаз, если вы не имеете привычки прятать всю мелочь на шкаф. Поэтому понятно, зачем нужно учиться рисовать подобные объекты.
Посмотрите на вещи вокруг себя. Далее сидя, вы видите поверхность столов, стульев, диванов и т. п., а это значит, что эти предметы расположены ниже линии уровня глаз. Учи¬тывая, что вы будете рисовать стоя или сидя, изучать объекты вам необходимо именно в этих позициях.
Ниже линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вверх и пересекаются в точках схода. Стрелки указывают, в каком направлении продолжаются стороны объекта - до линии уровня глаз.
Выше линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вниз к их перспективным точкам схода.
На уровне линии горизонта. Продолжающие линии верхних сторон коробки направлены вниз, а нижних сторон — вверх. Затем они пересекаются в точках схода на линии горизонта.
На этих рисунках коробка изображена в трех разных положениях по отношению к линии горизонта: первый рисунок — на уровне глаз, второй — ниже уровня глаз, третий — выше уровня глаз.
Перевернув книгу вверх ногами, вы увидите, как тот же самый принцип действует для объектов, расположенных выше уровня глаз. На этом рисунке точки схода находятся за пределами листа бумаги.
Рассмотрите первый рисунок и попробуйте определить, какова величина сторон объекта относительно линии горизонта. Рисунок будет неубедительным, если диагонали объекта нарисованы неверно, как на схеме 2. Однако при выборе подходящего угла (схема 3), рисунок получился реалистичным, так как точки схода располагаются намного дальше от объекта
Многие начинающие художники допускают грубые ошибки при рисовании так как ничего не знают об уровне глаз, или линии горизонта. Вообще-то это очень простое понятие, и следует только объяснить, что это такое.
Уровень глаз — это высота, с которой ваши глаза смотрят на объект. Напишите это предложение и поместите там, где вы сможете его часто видеть, — это важно для вашего художественного развития.
УРОВЕНЬ ГЛАЗ
Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно лечь на пол. Заметьте, что в таком положении вы видите большинство предметов не сверху, а снизу. Теперь сядьте на полу, заметьте различие и пересядьте повыше, на стул. Очевидно, что чем выше вы поднимаетесь, тем больше видите верхних частей объектов. Если бы вы взобрались по лестнице на чердак, то с крыши были бы видны лишь верхние части объектов. Просто?
ТОЧКИ СХОДА
Художник смотрит на параллелепипед (первый рисунок на следующей странице) с линии уровня глаз и не видит три из шести имеющихся граней. Если продолжить линии параллельных ребер, то они пересекутся в точке схода. Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта (что в принципе одно и то же), где пересекаются линии, являющиеся продолжением ребер кубического объекта. (На этом рисунке обьект расположен ниже линии горизонта).
Сходящиеся линии, точка схода и линия уровня глаз составляют перспективу. Перспектива — это латинское слово, которое значит "смотреть сквозь". Другими словами, вы представляете себе, что объект прозрачен, и вы видите все его стороны.
Чтобы нарисовать объект в перспективе, достаточно просто его внимательно изучить. Каков угол и длина сторон по сравнению с другими сторонами? Какова длина и ширина объекта по сравнению с расположенными рядом с ним объектами? Задавая себе такие вопросы во время изучения объекта, вы повысите свою наблюдательность.
На среднем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, расположенный на линии горизонта, на которой и находятся точки схода. На последнем рисунке (см. следующую страницу) показан параллелепипед, точка схода которого расположена снизу — он находится выше линии уровня глаз. Следовательно, если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта. Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта. Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.
КУБ В ПЕРСПЕКТИВЕ
На примере куба можно отчетливо увидеть иллюзию трех измерений — высоты, ширины и глубины, — которую вам необходимо научится передавать на плоской бумаге. Если вы научитесь правильно передавать объем, вам не составит труда нарисовать любой предмет.
С этого момента вам необходимо будет помнить о трех измерениях, которые присутствуют во всем. Высота, ширина и глубина кубических объектов при изображении их на плоскости, в зависимости от угла зрения, могут быть разными — на самом же деле они одинаковы. Высота может казаться больше, чем глубина, или ширина может иметь наибольшую величину. Самое главное — это соблюдать их соотношение, и скоро вы будете гордиться своими успехами.
Теперь возьмите любую коробку и поместите ее на уровне глаз. Поверните ее так, чтобы были видны две стороны, как на первом рисунке, и начинайте работать.
ОЦЕНИВАЕМ СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Рисовать реалистично — это значит рисовать точно. Какими бы ни были пропорции вашей коробки, проверьте соотношение всех сторон. Заметьте, что длина у коробки слева в два раза больше, чем ее ширина. Все три коробки расположены по-разному относительно к линии горизонта. Нарисуйте свою коробку в трех разных позициях, как показано на рисунке, пользуясь любым карандашом.
Когда вы овладеете навыком рисования кубического объекта, находящегося на одном уровне с вашими глазами, продолжайте тренировку дальше. Нарисуйте коробку, расположенную выше и ниже уровня глаз. Следите за тем, чтобы продолжающие линии сходились в точках схода 1 и 2, даже в том случае, если они будут лежать за пределами листа бумаги.
ОБЪЕКТЫ НИЖЕ ЛИНИИ УРОВНЯ ГЛАЗ
Большинство объектов, которые вам придется рисовать (по крайней мере, вначале) — это объекты в помещении, находящиеся ниже линии уровня глаз, если вы не имеете привычки прятать всю мелочь на шкаф. Поэтому понятно, зачем нужно учиться рисовать подобные объекты.
Посмотрите на вещи вокруг себя. Далее сидя, вы видите поверхность столов, стульев, диванов и т. п., а это значит, что эти предметы расположены ниже линии уровня глаз. Учи¬тывая, что вы будете рисовать стоя или сидя, изучать объекты вам необходимо именно в этих позициях.
Ниже линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вверх и пересекаются в точках схода. Стрелки указывают, в каком направлении продолжаются стороны объекта - до линии уровня глаз.
Выше линии горизонта. Все продолжающие линии сторон направлены вниз к их перспективным точкам схода.
На уровне линии горизонта. Продолжающие линии верхних сторон коробки направлены вниз, а нижних сторон — вверх. Затем они пересекаются в точках схода на линии горизонта.
На этих рисунках коробка изображена в трех разных положениях по отношению к линии горизонта: первый рисунок — на уровне глаз, второй — ниже уровня глаз, третий — выше уровня глаз.
Перевернув книгу вверх ногами, вы увидите, как тот же самый принцип действует для объектов, расположенных выше уровня глаз. На этом рисунке точки схода находятся за пределами листа бумаги.
Рассмотрите первый рисунок и попробуйте определить, какова величина сторон объекта относительно линии горизонта. Рисунок будет неубедительным, если диагонали объекта нарисованы неверно, как на схеме 2. Однако при выборе подходящего угла (схема 3), рисунок получился реалистичным, так как точки схода располагаются намного дальше от объекта
РИСУЕМ КУБИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
КУБИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ
Сейчас вы увидите, почему мы так долго работали с коробочками. На рисунках, расположенных ниже и на следующих страницах, изображены лишь некоторые из тысяч объектов, имеющих кубическую форму. Не все они являются правильными кубами, но все они имеют низ, верх и четыре боковые стороны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ
Держа эти слова в уме, нарисуйте телевизор, стол, мебель на кухне. Сравните длину и ширину верхних сторон этих объектов. Обратите внимание на пропорции всех сторон, а также на соотношение ширины и высоты каждого объекта.
Если телевизор и кухонные предметы вам рисовать еще сложно, возьмите чемодан или спичечный коробок. Когда приобретете уверенность, переходите к более сложным объектам.
Попробуйте рисовать все! Но если ваша рука еще не готова рисовать что-либо, не утомляйте ее. Поверьте, придет время, и ваши желания будут совпадать с вашим мастерством. Более важным является тренировка глаза, умение увидеть, изучить и правильно передать соотношение размеров объектов. На данном этапе не заостряйте внимание на опрятности рисунков, а старайтесь сделать их правильными. Со временем вы научитесь рисовать великолепно, будьте в этом уверены.
РАБОТАЕМ С ДЕТАЛЯМИ
Когда главные пропорции объекта нарисованы правильно, приступайте к деталям. Например, рисуя телевизор, обратите внимание, где расположены кнопочки по отношению к краям панели (в центре или ближе к краю), а также сравните их размер со всей площадью плоскости телевизора.
У стола в роли деталей выступают ножки. Заметьте, какой они ширины по сравнению с их длиной и шириной крышки стола. Если вы рисуете книжный шкаф, то его деталями будут книги. Посмотрите, какой высоты и ширины книги в центре полок. Какого размера каждая из книг?
Важно научиться правильно определять большие поверхности и измерения. Затем вы сможете расчленять большие фигуры на простые составляющие до тех пор, пока не будут нарисованы даже самые миниатюрные вещи.
Например, рисуя книжный шкаф, установите основные его пропорции, то есть нарисуйте внешние стороны; изобразите полки или наметьте их расположение. Следующая цель — это книги с нужной высотой и шириной, а затем детали на каждой из них.
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ
При подборе правильной ширины, высоты и глубины у вас непременно будут неудачные попытки, неправильные линии,но их не следует стирать. Акцентируйте правильные линии, сильнее нажимая на карандаш. Затем наложите чистый лист поверх черновика и обведите лишь нужные линии, как это сделал Руди Де Рейна с рисунками на этой странице. Он рисовал эти рисунки в два этапа. Те, которые расположены левее, неопрятны, так как художник искал правильные пропорции, а найдя, выделил нужные линии посильнее. Снова напоминаю, что не следует стирать линии в поисках пропорций. Удаляя их, вы теряете возможность сравнивать неверные формы и измерения с правильными.
Найдя нужные пропорции, художник наложил поверх рисунка чистый лист (лучше использовать копировальную бумагу) и перенес правильные линии.
Если вы не пользуетесь копировальной бумагой, то вам понадобиться бумага, через которую при наложении на черновик будут видны линии.
Если на новом изображении линии будут все еще неправильными, подправьте их карандашом и снова перенесите рисунок на чистый лист бумаги.
Пользуйтесь таким методом для улучшения своих работ. Начните с рисования всех кубических объектов в комнате. Только когда вы убедитесь, что их пропорции правильные, добавляйте нужные детали.
Каждое изображение состоит из чернового наброска, с помощью которого художник подбирая правильные пропорции, и конечного рисунка. Обратите внимание, в случае, если линия или какой-либо угол были неправильными, художник просто рисовал рядом более верный вариант. Выделив правильные линии, он перенес их на чистый лист бумаги и продолжил работу. В итоге изображения, которые находятся на рисунках правее, получились опрятными и правильными
РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Проработав длительное время с прямыми линиями, вы, наверное, уже рисуете их с легкостью. Продолжайте выполнять наши задания, и ваши линии станут еще послушнее. Но если вы хотите научиться рисовать объекты, в основе которых лежат цилиндры, конусы и сферы, придется попробовать рисовать изогнутые линии.
РИСУЕМ ИЗОГНУТЫЕ ЛИНИИ
Возьмите карандаш так, как удобно вам: как ручку или как кисть. Двигайте рукой от локтя или даже от плеча, если рисунок больших размеров. Сначала это может казаться неудобным, но если вы будете рисовать только кистью руки потому, что так вам привычнее, быстрое рисование и красота линий будут вам неподвластны.
Изучая второй раздел этой книги, придерживайтесь принципа хорошего рисования. Позже вы откроете для себя все возможности линии, но сейчас необходимо потрудиться, чтобы достичь ее правильности и естественности.
ИЗУЧАЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Прежде чем говорить о цилиндрических формах, необходимо разобраться с самим цилиндром, который может лежать в основе объекта или его деталей. На начальном этапе рисования мы будем рисовать сначала правильный цилиндр, а затем делать нужные преобразования (см. страницу 29). Когда вы овладеете мастерством рисования цилиндра, надобность в этом отпадет, и вы сразу сможете приступать к рисованию самих цилиндрических форм.
РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Изображая цилиндр, Руди Де Рейна рисует сначала эллипсы (два круга, сверху и снизу) по часовой стрелке. Затем он акцентирует видимые стороны цилиндра более темными штрихами.
Попробуйте нарисовать эллипс по часовой и против часовой стрелки. Выберите способ, при котором линии у вас получаются более красивыми и уверенными. Обязательно проверяйте угол, под которым вы начинаете рисовать эллипс.
ЭЛЛИПСЫ И ПЕРСПЕКТИВА
Помните, если ваш цилиндр расположен на уровне глаз, то его эллипсы превратятся в линии. Если цилиндр расположен выше линии уровня глаз, эллипс, который находится ближе к зрителю, приобретает форму арки. Если цилиндр расположен ниже линии уровня глаз, то ближний эллипс приобретает форму зеркально отраженной вниз арки.
Возьмите стакан и рисуйте его столько раз, сколько понадобится, чтобы получился правильный красивый цилиндр (см. страницы 27—28). Прежде чем рисовать, поднимите стакан на уровнь глаз, чтобы верхний эллипс превратился в прямую линию; заметьте, что когда стакан находится ниже линии уровня глаз, нижний эллипс не превращается в прямую линию. Теперь плавно опускайте стакан — верхний эллипс становится все шире и шире. Если верх стакана находится прямо под вами, то эллипс превращается в круг, чем он и является на самом деле.
Не имеет значения, каких размеров рисуемый стакан. Главное — это натренировать свою руку и глаз, чтобы правильно и красиво рисовать цилиндры. Вы должны обращать внимание на то, где расположена ручка чашки, какова высота стакана и глубина эллипсов рисуемых цилиндрических объектов. Помните, что чем ближе эллипс к линии уровня глаз, тем меньше его глубина, и наоборот.
КУБИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ
Сейчас вы увидите, почему мы так долго работали с коробочками. На рисунках, расположенных ниже и на следующих страницах, изображены лишь некоторые из тысяч объектов, имеющих кубическую форму. Не все они являются правильными кубами, но все они имеют низ, верх и четыре боковые стороны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ
Держа эти слова в уме, нарисуйте телевизор, стол, мебель на кухне. Сравните длину и ширину верхних сторон этих объектов. Обратите внимание на пропорции всех сторон, а также на соотношение ширины и высоты каждого объекта.
Если телевизор и кухонные предметы вам рисовать еще сложно, возьмите чемодан или спичечный коробок. Когда приобретете уверенность, переходите к более сложным объектам.
Попробуйте рисовать все! Но если ваша рука еще не готова рисовать что-либо, не утомляйте ее. Поверьте, придет время, и ваши желания будут совпадать с вашим мастерством. Более важным является тренировка глаза, умение увидеть, изучить и правильно передать соотношение размеров объектов. На данном этапе не заостряйте внимание на опрятности рисунков, а старайтесь сделать их правильными. Со временем вы научитесь рисовать великолепно, будьте в этом уверены.
РАБОТАЕМ С ДЕТАЛЯМИ
Когда главные пропорции объекта нарисованы правильно, приступайте к деталям. Например, рисуя телевизор, обратите внимание, где расположены кнопочки по отношению к краям панели (в центре или ближе к краю), а также сравните их размер со всей площадью плоскости телевизора.
У стола в роли деталей выступают ножки. Заметьте, какой они ширины по сравнению с их длиной и шириной крышки стола. Если вы рисуете книжный шкаф, то его деталями будут книги. Посмотрите, какой высоты и ширины книги в центре полок. Какого размера каждая из книг?
Важно научиться правильно определять большие поверхности и измерения. Затем вы сможете расчленять большие фигуры на простые составляющие до тех пор, пока не будут нарисованы даже самые миниатюрные вещи.
Например, рисуя книжный шкаф, установите основные его пропорции, то есть нарисуйте внешние стороны; изобразите полки или наметьте их расположение. Следующая цель — это книги с нужной высотой и шириной, а затем детали на каждой из них.
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ
При подборе правильной ширины, высоты и глубины у вас непременно будут неудачные попытки, неправильные линии,но их не следует стирать. Акцентируйте правильные линии, сильнее нажимая на карандаш. Затем наложите чистый лист поверх черновика и обведите лишь нужные линии, как это сделал Руди Де Рейна с рисунками на этой странице. Он рисовал эти рисунки в два этапа. Те, которые расположены левее, неопрятны, так как художник искал правильные пропорции, а найдя, выделил нужные линии посильнее. Снова напоминаю, что не следует стирать линии в поисках пропорций. Удаляя их, вы теряете возможность сравнивать неверные формы и измерения с правильными.
Найдя нужные пропорции, художник наложил поверх рисунка чистый лист (лучше использовать копировальную бумагу) и перенес правильные линии.
Если вы не пользуетесь копировальной бумагой, то вам понадобиться бумага, через которую при наложении на черновик будут видны линии.
Если на новом изображении линии будут все еще неправильными, подправьте их карандашом и снова перенесите рисунок на чистый лист бумаги.
Пользуйтесь таким методом для улучшения своих работ. Начните с рисования всех кубических объектов в комнате. Только когда вы убедитесь, что их пропорции правильные, добавляйте нужные детали.
Каждое изображение состоит из чернового наброска, с помощью которого художник подбирая правильные пропорции, и конечного рисунка. Обратите внимание, в случае, если линия или какой-либо угол были неправильными, художник просто рисовал рядом более верный вариант. Выделив правильные линии, он перенес их на чистый лист бумаги и продолжил работу. В итоге изображения, которые находятся на рисунках правее, получились опрятными и правильными
РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Проработав длительное время с прямыми линиями, вы, наверное, уже рисуете их с легкостью. Продолжайте выполнять наши задания, и ваши линии станут еще послушнее. Но если вы хотите научиться рисовать объекты, в основе которых лежат цилиндры, конусы и сферы, придется попробовать рисовать изогнутые линии.
РИСУЕМ ИЗОГНУТЫЕ ЛИНИИ
Возьмите карандаш так, как удобно вам: как ручку или как кисть. Двигайте рукой от локтя или даже от плеча, если рисунок больших размеров. Сначала это может казаться неудобным, но если вы будете рисовать только кистью руки потому, что так вам привычнее, быстрое рисование и красота линий будут вам неподвластны.
Изучая второй раздел этой книги, придерживайтесь принципа хорошего рисования. Позже вы откроете для себя все возможности линии, но сейчас необходимо потрудиться, чтобы достичь ее правильности и естественности.
ИЗУЧАЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Прежде чем говорить о цилиндрических формах, необходимо разобраться с самим цилиндром, который может лежать в основе объекта или его деталей. На начальном этапе рисования мы будем рисовать сначала правильный цилиндр, а затем делать нужные преобразования (см. страницу 29). Когда вы овладеете мастерством рисования цилиндра, надобность в этом отпадет, и вы сразу сможете приступать к рисованию самих цилиндрических форм.
РИСУЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Изображая цилиндр, Руди Де Рейна рисует сначала эллипсы (два круга, сверху и снизу) по часовой стрелке. Затем он акцентирует видимые стороны цилиндра более темными штрихами.
Попробуйте нарисовать эллипс по часовой и против часовой стрелки. Выберите способ, при котором линии у вас получаются более красивыми и уверенными. Обязательно проверяйте угол, под которым вы начинаете рисовать эллипс.
ЭЛЛИПСЫ И ПЕРСПЕКТИВА
Помните, если ваш цилиндр расположен на уровне глаз, то его эллипсы превратятся в линии. Если цилиндр расположен выше линии уровня глаз, эллипс, который находится ближе к зрителю, приобретает форму арки. Если цилиндр расположен ниже линии уровня глаз, то ближний эллипс приобретает форму зеркально отраженной вниз арки.
Возьмите стакан и рисуйте его столько раз, сколько понадобится, чтобы получился правильный красивый цилиндр (см. страницы 27—28). Прежде чем рисовать, поднимите стакан на уровнь глаз, чтобы верхний эллипс превратился в прямую линию; заметьте, что когда стакан находится ниже линии уровня глаз, нижний эллипс не превращается в прямую линию. Теперь плавно опускайте стакан — верхний эллипс становится все шире и шире. Если верх стакана находится прямо под вами, то эллипс превращается в круг, чем он и является на самом деле.
Не имеет значения, каких размеров рисуемый стакан. Главное — это натренировать свою руку и глаз, чтобы правильно и красиво рисовать цилиндры. Вы должны обращать внимание на то, где расположена ручка чашки, какова высота стакана и глубина эллипсов рисуемых цилиндрических объектов. Помните, что чем ближе эллипс к линии уровня глаз, тем меньше его глубина, и наоборот.
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Использование перспективы в рисовании ландшафтов может смутить вас и озадачить, но без неё нельзя — это один из важнейших элементов, придающих изображению достоверность. Здесь мы будем говорить о простой одно- и двухточечной перспективе.
Линия горизонта, соответствующая уровню ваших глаз, — воображаемая, прямая, горизонтальная. Положение (удалённость) видимого горизонта естественным образом изменяется, когда вы сдвигаете свою точку обзора вверх или вниз. Однако попробуйте мысленно зафиксировать эту линию на местности. Если точка обзора поднимается, то вы сумеете посмотреть на прежнюю грань горизонта свысока, словно глазами летящей птицы. Если точку обзора опускать, то вы получаете возможность воспринять окружающий вид глазами ползущего червяка.
Любой реалистический рисунок может иметь только одну линию горизонта. На ней располагается точка схода перспективы — точка, в которой, как кажется, сходятся удаляющиеся от вас параллельные одна другой в натуре линии. Представьте себе, будто вы стоите между рельсов на прямом как стрела участке железнодорожного пути. Поглядев вдаль, вы увидите, что там оба рельса "утыкаются" в одну и ту же точку. Это( есть точка схода (ТС). Иллюстрации А, В и С на этой странице поясняют понятие простой одноточечной перспективы.
В двухточечной перспективе два набора параллельных линий устремляются к двум ТС (см. верхний чертёж на соседней странице) Про двухточечную перспективу вы должны знать, ибо далеко не каждый дом или амбар на местности будет повёрнут к вам так, чтобы можно было применять правила одноточечной перспективы.
Одноточечная перспектива
На чертеже А видно: все кажущиеся параллельными между собой линии, отходящие от передней плоскости вглубь картины под некоторыми углами, встречаются в одной точке ТС. Скамейка справа и сундук слева на ближнем плане располагаются ниже линии горизонта, поэтому вы можете обозреть сиденье скамейки или внутренность сундука; чем ближе к ТС находились бы эти предметы, тем хуже были бы доступны вашему взгляду названные их элементы.
На рисунке В показано распаханное поле. Борозды, как и рельсы, вдали "утыкаются" все в одну и ту же точку ТС, лежащую на линии горизонта.
На рисунке С извилистый ручей теряет видимую ширину, приближаясь к линии горизонта, и вообще исчезает, пересекая эту линию в точке ТС.
Двухточечная перспектива
Старая конюшня и сарайчик при ней обращены к художнику углами, а не вертикальными плоскостями. Поэтому фронтальные стены обоих строений имеют свою ТС (справа), а для боковых (длинных) стен существует другая (слева). Заметьте, что обе ТС не обязательно должны находиться внутри границ рисунка.
Вам необходимо принять обдуманное решение о расположении линии горизонта и ТС, а дальше всё получится "автоматически": скаты кровли, доски обшивки, ворота, окна, двери и т. п. займут правильные места по законам линейной перспективы.
Ради лучшего понимания перекопируйте на кальку контуры строений с законченного рисунка, воспроизводимого внизу, и продлите линии — часть вправо, часть влево — до слияния в точках схода.
"В стороне от дорог".
Двойной бристольский картон фирмы "Strathmore", графитовый карандаш, 28x36 см.
Использование перспективы в рисовании ландшафтов может смутить вас и озадачить, но без неё нельзя — это один из важнейших элементов, придающих изображению достоверность. Здесь мы будем говорить о простой одно- и двухточечной перспективе.
Линия горизонта, соответствующая уровню ваших глаз, — воображаемая, прямая, горизонтальная. Положение (удалённость) видимого горизонта естественным образом изменяется, когда вы сдвигаете свою точку обзора вверх или вниз. Однако попробуйте мысленно зафиксировать эту линию на местности. Если точка обзора поднимается, то вы сумеете посмотреть на прежнюю грань горизонта свысока, словно глазами летящей птицы. Если точку обзора опускать, то вы получаете возможность воспринять окружающий вид глазами ползущего червяка.
Любой реалистический рисунок может иметь только одну линию горизонта. На ней располагается точка схода перспективы — точка, в которой, как кажется, сходятся удаляющиеся от вас параллельные одна другой в натуре линии. Представьте себе, будто вы стоите между рельсов на прямом как стрела участке железнодорожного пути. Поглядев вдаль, вы увидите, что там оба рельса "утыкаются" в одну и ту же точку. Это( есть точка схода (ТС). Иллюстрации А, В и С на этой странице поясняют понятие простой одноточечной перспективы.
В двухточечной перспективе два набора параллельных линий устремляются к двум ТС (см. верхний чертёж на соседней странице) Про двухточечную перспективу вы должны знать, ибо далеко не каждый дом или амбар на местности будет повёрнут к вам так, чтобы можно было применять правила одноточечной перспективы.
Одноточечная перспектива
На чертеже А видно: все кажущиеся параллельными между собой линии, отходящие от передней плоскости вглубь картины под некоторыми углами, встречаются в одной точке ТС. Скамейка справа и сундук слева на ближнем плане располагаются ниже линии горизонта, поэтому вы можете обозреть сиденье скамейки или внутренность сундука; чем ближе к ТС находились бы эти предметы, тем хуже были бы доступны вашему взгляду названные их элементы.
На рисунке В показано распаханное поле. Борозды, как и рельсы, вдали "утыкаются" все в одну и ту же точку ТС, лежащую на линии горизонта.
На рисунке С извилистый ручей теряет видимую ширину, приближаясь к линии горизонта, и вообще исчезает, пересекая эту линию в точке ТС.
Двухточечная перспектива
Старая конюшня и сарайчик при ней обращены к художнику углами, а не вертикальными плоскостями. Поэтому фронтальные стены обоих строений имеют свою ТС (справа), а для боковых (длинных) стен существует другая (слева). Заметьте, что обе ТС не обязательно должны находиться внутри границ рисунка.
Вам необходимо принять обдуманное решение о расположении линии горизонта и ТС, а дальше всё получится "автоматически": скаты кровли, доски обшивки, ворота, окна, двери и т. п. займут правильные места по законам линейной перспективы.
Ради лучшего понимания перекопируйте на кальку контуры строений с законченного рисунка, воспроизводимого внизу, и продлите линии — часть вправо, часть влево — до слияния в точках схода.
"В стороне от дорог".
Двойной бристольский картон фирмы "Strathmore", графитовый карандаш, 28x36 см.
"обе ТС не обязательно должны находиться внутри границ рисунка".
Т.е. по сути, когда рисуешь с использованием 2х точек схода (а это в большинстве случаев), ты не можешь их явно разместить на бумаге (по причине нехватки места), соответственно, тут даже линейку не применишь (я начинающий, так что иногда прибегаю к ней), чтобы свести все направляющие линии в эти точки. Как быть в таком случае? Делать все на глаз? Тренироваться, пока это не дойдет до автоматизма? Или все-таки есть тонкости и хитрости?
Т.е. по сути, когда рисуешь с использованием 2х точек схода (а это в большинстве случаев), ты не можешь их явно разместить на бумаге (по причине нехватки места), соответственно, тут даже линейку не применишь (я начинающий, так что иногда прибегаю к ней), чтобы свести все направляющие линии в эти точки. Как быть в таком случае? Делать все на глаз? Тренироваться, пока это не дойдет до автоматизма? Или все-таки есть тонкости и хитрости?
Суть такова: взять условно две точкт схода, так как они в конечном результате сойдутся в одну настоящую, но где-то далеко, за пределами листа, а взять две точки можно в рамках листа. Если взять в рамках листа одну точку схода то перспективное сокращение будет слишком сильным, что создаст ощущение искажения. | ||||||
|
1 коммент.:
Очено помогло, огромное спасибо!
Отправить комментарий