Параметры кисти в Adobe Photoshop

| пятница, 14 января 2011 г.
Обзор настроек кистей в картинках. Даны описания параметров: Brush Presets, Brush Tip Shape, Shape Dynamics, Scattering, Texture, Dual Brush, Color Dynamics, Other Dynamics, Noise, Wet edges, Airbrush, Smoothing, Protect texture.
Вся прелесть кистей в Photoshop 7.0 заключается в настройках. Предлагается такой выбор, что можно имитировать практически все характеристики визуального образа: текстуру, прозрачность ("воздушность"), случайную (и контролируемую!) флуктуацию тона, насыщенности, размера, плотности "мазков", и множество чего еще. Вот эти настройки (рабочий диаметр всех кистей в приведенных ниже примерах равен 35).
Откроем панель "кисти", Brushes. Перед нами список опций кисти.

1. Настроенные кисти (Brush Presets)

Окно быстрого выбора кистей, с настройками по умолчанию. Дает возможность выбрать кисть из списка, установить ее диаметр и увидеть след, который оставит эта кисть.
Список кистей может выводиться в шести вариантах, все варианты отображают форму кисти, число внизу указывает диаметр по умолчанию. Название кисти и ее диаметр в пикселах дублируется во всплывающей подсказке.

    Варианты:
  1. только текст (Text Only)
  2. маленькие иконки (Small thumbnails)
  3. большие иконки (Large thumbnails)
  4. маленькие иконки и название кисти (Small list)
  5. большие иконки и название кисти (Large list)
  6. иконка и след кисти (Stroke thumbnail)

2. Форма кончика кисти (Brush Tip Shape)

Окно модификации формы кисти (иногда пишут - "штампа" кисти).
    Имеется:
  1. список кистей (такой же, как в предыдущем окне);
  2. шкала установки диаметра кисти;
  3. окно ввода (и диаграмма) угла поворота кисти (angle) - от 0 до 360 гр.;
  4. окно ввода "закругленности" кисти (roundnes) - от 1 до 100%;
  5. шкала жесткости кисти (hardness) от 0 до 100%;
  6. шкала разряженности кисти (spacing) от 1 до 1000%

2.4. Закругленность кисти (roundnes)

"Закругленность" кисти определяет соответствие формы кисти кругу (при 100% roundnes) или приближение формы к плоскому эллипсу, штриху, (при 1% roundnes). Больший диаметр эллипса равен рабочему диаметру кисти, а меньший - выбранному % от рабочего даметра.

2.3. Угол поворота (наклона) (angle)

Угол поворота по умолчанию равен 0. Изменение угла имеет смысл в двух случаях:
- если форма кисти - элипс (roundnes < 100%);

- и если форма кисти круглая, но сам отпечаток кисти ассимметричен.

2.5. Жесткость кисти (hardness)

Если этот параметр равен 100% край кисти имеет четкий контур, что нужно для имитации, например, карандаша, пера, чернил, угля и т.д. При уменьшении жесткости края кисти становятся менее интенсивные (т.е. более прозрачные), это придает мазку прозрачность, "воздушность"; используется для имитации работы кистью, акварелью, аэрографом и т.д.

2.6. Разряженность кисти (spacing)

Определяет удаленность друг от друга отдельных мазков ("отпечатков") кисти, другими словами, определяет "шаг", на который сдвигается кисть при рисовании. Выражается в % от рабочего диаметра кисти.

Все параметры независимы друг от друга. Эффект от изменения одного из них накладывается на эффект от действия другого.
Например,



3. Изменчивость (динамика) формы кисти. (Shape Dynamics)

Форма кисти может динамически меняться в момент рисования. Динамика формы складывается из трех параметров, шкалы для регулировки которых открывает окно динамики формы кисти.

3.1. Изменение (дрожание) размера кисти (size jitter)

Обеспечивает неровность (дрожание) линии за счет случайного изменения размера (диаметра) кисти. Здесь же устанавливается минимальный диаметр (в процентах); "дрожание" будет происходить в интервале от этого установленного минимального диаметра до рабочего диаметра кисти.

Работает в режимах:
    нет контроля вариабельности диаметра (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение изображения (сведение диаметра до 0 или до установленного на специальной шкале минимального диаметра), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным size jitter, а если size jitter больше 0, то "дрожание" диаметра кисти (size jitter) накладывается на пошаговое уменьшение диамтра (fade), в результате чего исчезновение изображения будет неравномерным.
  • Pen Pressure -размер зависит от нажатия пера (для мышки этот параметр всегда равен 100%)
  • Pen Tilt - размер зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%), шкала Tilt scale модифицирует (увеличивает) диаметр кисти в интервале от 1 до 200% от рабочего диаметра.
  • Stylus Wheel - размер зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

3.2. Изменение (дрожание) угла поворота кисти (angle jitter)

Этот параметр случайным образом изменяет угол поворота кисти, устанавливается в % от целого поворота, т.е. от 360 гр. Возьмем кисть со следующими параметрами (d 30, angle 90 гр, roundnes 50%, hardness 0%, spacing 100%), и посмотрим, как меняется ее след:


Работает в режимах:
    нет контроля вариабельности угла (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение дрожания угла (сведение угла к исходному), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным angle jitter, а если angle jitter больше 0, то "дрожание" угла поворота кисти (angle jitter) накладывается на всю линию.

  • Pen Pressure - изменчивость угла зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
  • Pen Tilt - изменчивость угла зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
  • Stylus Wheel - угол зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))
  • Initial Direction - угол поворота кисти зависит от начального направления движения кисти и при последующем рисовании сохраняется при измененнии направления линии
  • Direction - угол наклона кисти определяется направлением движения кисти в каждый момент времени, ось кисти (вернее, ось формы, отпечатка кисти) постоянно перпендикулярна рисуемой линии

3.3. Изменение (дрожание) "закругленности" кисти (roundness jitter)

Обеспечивает случайное изменение степени "закругленности" кисти, т.е. ее отличие от круга и приближенности к эллипсу. Ниже есть шкала установки нижней границы roundness jitter - "минимальная закругленность" (minimum roundness), измеряется в % от рабочего диаметра, в диапазоне от 0 до 100%.

Работает в режимах:
    нет контроля вариабельности "закругленности" кисти (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение изображения (сведение величины "закругленности" до 1% или до величины, установленной на шкале "минимальная закругленность" (minimum roundness)), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным roundness jitter, а если roundness jitter больше 0, то "дрожание" величины "закругленности" кисти (roundness jitter) накладывается на всю линию.
  • Pen Pressure - "закругленность" зависит от нажатия пера (для мышки этот параметр всегда равен 100%)
  • Pen Tilt - "закругленность" зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
  • Stylus Wheel - "закругленность" зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

4. Разброс (Scattering)

Обеспечивает случайный разброс отдельных отпечатков кисти.

Изменяется в % от рабочего диаметра кисти, в диапазоне от 0 до 1000%.

    Настраивается следующим образом:
  1. устанавливаем разброс в %;
  2. на шкале count устанавливаем, сколько разбрасываемых частиц образуется из каждой частицы на линии
  3. определяем состояние чек-бокса "Обе оси" (Both Axis), он контролирует порядок распределения образующихся частиц:
    • если запретить Both Axis, новые частицы разлетаются только по оси, проходящей перпендикулярно точке, из которой они вылетели (т.е. по нормали);
    • если разрешить, новые частицы смещаются и по оси-нормали, и по перпендикулярной ей оси; в этом случае разброс частиц получается более хаотичный.
  4. шкала count jitter позволяет динамически изменять в момент рисования количество новых образующихся частиц, изменяется в диапазоне от 0 до 100%
    Работает в режимах:
      нет контроля вариабельности количества частиц (control off) контроль:
    • Исчезновение, fade - постепенное уменьшение количества новых частиц от числа, установленного на шкале count до 1, рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным count jitter, а если count jitter больше 0, то уменьшение количества новых частиц будет происходить не равномерно.
    • Pen Pressure - количество новых частиц зависит от нажатия пера (для мышки этот параметр всегда равен 100%)
    • Pen Tilt - количество новых частиц зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
    • Stylus Wheel - количество новых частиц зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

5. Текстура (Texture)

Окно присвоения кисти текстуры, имитирует рисование на поверхности, имеющей текстуру.
Качество имитации зависит, как ни странно, не от кисти, а от выбранной текстуры.
    Имеет следущие настройки:
  1. окно выбора текстур из списка (можно добавлять свои текстуры)
  2. чек-бокс Инвертирование (Invert) дает возможность инвертировать цвета текстуры
  3. шкала масштабирования (Scale), устанавливается в диапазоне от 1 до 1000%, т.е. дает уменьшение до 100 раз и увеличение до 10 раз
  4. шкала глубины (Depth), определяет выраженность (контрастность) деталей текстуры.
  5. выпадающее меню режимов наложения текстуры на след кисти (Mode); Режимы наложения, которые в фотошопе формируются по одинаковым принципам и для слоев, и для кистей, подробно будут рассматриваться в другом уроке. Здесь же только скажу, что для получения большей наглядности текстуры лучше использовать режим "вычитание" (subtract); хотя это во многом зависит от степени "светлости" текстуры и кисти.
  6. чек-бокс включения детальных настроек текстуры (Texture Each Tip), открывает следующие шкалы:
    • шкала динамического изменения, "дрожания" глубины текстуры (Depth Jitter), устанавливается в диапазоне от 1 до 100%;
    • шкала установки минимальной глубины (Minimum Depth), диапазон от 1 до 100% от рабочей глубины. Устанавливает минимальную глубину, которая будет ограничивать "дрожание" глубины текстуры;
        Работает в режимах: нет контроля вариабельности "дрожания" глубины текстуры (control off) контроль:
      • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение текстуры (сведение глубины к величине, установленной на шкале минимальной глубины), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным Depth jitter, а если Depth jitter больше 0, то "дрожание" глубины текстуры накладывается на всю линию.
      • Pen Pressure - изменчивость глубины зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
      • Pen Tilt - изменчивость глубины зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
      • Stylus Wheel - изменчивость глубины зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

6. Двойная кисть (Dual Brush)

Обеспечивает эффект одновременной работы двух кистей. Параметры первой кисти определяются всеми предыдущими настройками, параметры второй кисти выставляются в этом окне.

    Имеется:
  1. шкала установки диаметра (Diameter);
  2. кнопка установки диаметра по умолчанию (Use Sample Size), диаметр берется в Brush Presets этой кисти;
  3. шкала разброса (scattering), обеспечивает случайный разброс отдельных отпечатков кисти;
  4. чек-бокс "Обе оси" (Both Axis), описание его работы есть выше (раздел Scattering);
  5. шкала count определяет, сколько разбрасываемых частиц образуется из каждой частицы на линии
вот пример работы двойной кисти, формируюшейся из этих кистей:

7. Изменчивость (динамика) цвета. (Color Dynamics)

Обеспечивает динамическое изменение "дрожание" цвета в момент рисования.
    Имеются:
  1. Cмешиваемость текущего цвета и цвета фона (Foreground/Background jitter);
  2. Изменчивость, "дрожание" тона (Hue jitter);
  3. Изменчивость, "дрожание" насыщенности, цветности (Saturation jitter);
  4. Изменчивость, "дрожание" яркости (Brightness jitter);
  5. Чистота цвета (Purity).

7.1. Cмешиваемость текущего цвета и цвета фона (Foreground/Background jitter)

Формируется так: из градиента (между текущим цветом и цветом фона) от текущего цвета берется участок длиной, определяемой установленными процентами на этой шкале. Изменяется в диапазоне от 0% до 100%.

    Работает в режимах: нет контроля вариабельности смешиваемости цветов (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение текущего цвета (т.е. переход к цвету фона), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным Foreground/Background jitter, а если Foreground/Background jitter больше 0, то переход от текущего цвета к фоновому будет неравномерным;
  • Pen Pressure - смешиваемость цветов зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
  • Pen Tilt - смешиваемость цветов зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
  • Stylus Wheel - смешиваемость цветов зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

7.2. Изменчивость, "дрожание" тона (Hue jitter)

Обеспечивает разброс по шкале тона (Hue) от текущего цвета (тона), измеряется в %, диапазон от 0% до 100%. Причем разброс идет от текущего тона по шкале в обоих направлениях

7.3. Изменчивость, "дрожание" насыщенности, цветности (Saturation jitter)

Обеспечивает разброс цвета по градиенту между текущим цветом и белым, используемый участок этого градиента определяется в%, диапазон от 0% до 100%.

7.4. Изменчивость, "дрожание" яркости (Brightness jitter)

Обеспечивает разброс цвета по градиенту между текущим цветом и черным, используемый участок этого градиента определяется в%, диапазон от 0% до 100%.
Параметры цветности и яркости (Saturation, Brightness) вместе обеспечивают изменение цвета внутри спектра: черный-текущий цвет-белый.

7.5. Чистота цвета (Purity).

Увеличивает или уменьшает насыщенность (Saturation) цвета. Изменяется в диапазоне от -100 до 100%. принцип работы:
пример работы:

8. Другие установки изменчивости (Other Dynamics)

    Имеется:
  1. Изменчивость, "дрожание" прозрачности (Opacity jitter);
  2. Изменчивость, "дрожание" потока (Flow jitter)

8.1. Изменчивость, "дрожание" прозрачности (Opacity jitter)

Обеспечивает динамическую изменчивость прозрачности в момент рисования, измеряется в %, диапазон от 0% до 100%.
    Работает в режимах: нет контроля вариабельности прозрачности (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение рисуемой линии (т.е. переход к 100% прозрачности), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным Opacity jitter, а если Opacity jitter больше 0, то исчезновение линии будет неравномерным;
  • Pen Pressure - прозрачность зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
  • Pen Tilt - прозрачность зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
  • Stylus Wheel - прозрачность зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

8.2. Изменчивость, "дрожание" потока (Flow jitter)

В двух словах объясним разницу понятий "поток" и "прозрачность". При увеличении прозрачности, ширина следа кисти остается одинаковой, но меняется его прозрачность равномерно в каждой точке следа. При уменьшении потока прозрачность в центре следа остается неизменной, а по краям увеличивается. Таким образом имитируется изменение силы потока из распылителя. На рисунке внизу представлены следы кисти при 100%, 50% и 10% прозрачности (Opacity) и потока (Flow), соответственно:

Flow jitter обеспечивает динамическую изменчивость потока в момент рисования, измеряется в %, диапазон от 0% до 100%.
    Работает в режимах: нет контроля вариабельности потока (control off) контроль:
  • Исчезновение, fade - постепенное исчезновение рисуемой линии (т.е. переход силы потока к 0% ), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным Flow jitter, а если Flow jitter больше 0, то уменьшение потока будет неравномерным;
  • Pen Pressure - поток зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
  • Pen Tilt - поток зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
  • Stylus Wheel - прозрачность зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))

Далее идут 5 переключателей. Они не имеют собственных окон с настройками.

9. Шум (Noise)

Добавляет к следу кисти шум, в той его части где Opasity меньше 100%.

10. Акварель (Wet edges)

Усиливает насыщенность следа по краям и уменьшает в центре. Имитирует акварель.

11. Аэрограф (Airbrush)

Имитирует работу аэрографа

12. Сглаживание (Smoothing)

Сглаживает резкие углы, образующиеся при быстром движении мышки или пера, линия становится более плавной.

13. Защита текстуры (Protect texture)

Обеспечивает запоминание выбранной текстуры и автоматическое присвоение ее любым кистям, которые будут использоваться в дальнейшем

Описание создания новых кистей, текстур, а также примеры использования настроек будут приведены в других уроках.
Photoshop предоставляет широчайшие возможности в этой области. Экспериментируйте и удачи Вам!

0 коммент.:

Отправить комментарий