Все в кадр. Композиция: основа основ

| суббота, 18 декабря 2010 г.
Что есть идеальная фотография? То же, что и идеальная картинка, знающий человек поймет. Большинство фотографов в этом вопросе начинают рассуждать о технике: «Вот был бы у меня такой аппарат, да с такой оптикой, я бы еще и лучше сделал». А хитрость-то в том, что в вопросе хорошей картинки техника не является главным фактором. Конечно же, крутая прокаченная оптика в сочетании с дорогой тушкой дают более качественные изображения, но ведь мы смотрим на фотографию не с позиции того, чем и при каких настройках она сделана. Если вы уверены, что для достижения хорошей картинки вопрос техники стоит на первом месте – эта статья не для вас, да и само фотохобби лучше сменить на что-то более приземленное, например, выращивание кактусов.
Настоящий фотограф о технике разговаривать не любит, не его это манера – меряться объективами. Он просто ищет и снимает.
Но, как и в любом другом виде искусства, фотографии свойственны базовые основы, без которых любое начинание – мартышкин труд. Для начала следует освоить азы элементарной композиции, чтобы фотография говорила за вас самих и не приходилось добавлять к ней подробное описание.
В понятие «композиция» входит множество составляющих, главные из которых – положение фигур внутри кадра, направление движения объекта в кадре, ритмичность, перспектива. Их много, главное – понять их основные принципы и то, как все это работает на хорошую картинку. Но, опять же, хорошая композиция – это не столько теория, сколько практика. Учиться надо на собственных ошибках, постоянно тренируя свой глаз и мозг, изо дня в день, из недели в неделю. Редкий начинающий фотограф сразу делает гениальный кадр. Фотография-ремесло и фотография-искусство: чувствуете разницу? Просто запечатлеть реальность не значит что-то о ней рассказать. Главное правило композиции гласит: в фотографии должен быть смысл, и этот смысл должен быть достигнут средствами композиции.
Не все то золото, что блестит
Наверняка на некоторых видоискателях вы замечали странную сетку, которая делит кадр на 9 прямоугольников в неравном соотношении. Это не что иное, как удивительная сетка золотого сечения.
 
Правило вычисления золотого сечения
Практически все в мире подчинено единому правилу гармонии: строение листьев, расположение планет, даже в человеческом организме находят доказательства работы этого правила. Золотое сечение – это поистине удивительное открытие человека.
Сам термин впервые ввел в употребление Леонардо да Винчи, он использовал это правило для вычисления пропорций тела «идеального человека». Его примеру последовали многие творцы от искусства, сознательно выбирая даже холст с пропорциями, годными для применения этого правила. Оказывается, что практически в любом предмете, картине, произведении есть точка, в которой сконцентрирован наибольший смысл, и соотношение окружающих ее отрезков создает гармонию. Если рассмотреть некоторые работы известных художников, музыкантов, поэтов и даже режиссеров, то можно обнаружить удивительный факт. Многие из них нарочно или случайно тоже соответствуют этому непростому правилу. Вычислить его можно, поделив отрезок на неравные части так, чтобы весь отрезок так относится к большей его части, как сама большая часть относится к меньшей. Или же наоборот: меньший отрезок должен относиться к большему так, как больший – ко всему целому отрезку. Проще всего это понять на следующем примере, где целый отрезок c так относится к отрезку b, как отрезок b относится к отрезку a.

В фотографии правило золотого сечения помогает найти зрительные центры фотографии и области ее интереса, так называемые «горячие точки». На нашем сайте достаточно нажать специальную кнопку внизу любой фотографии, чтобы посмотреть, соответствует ли фото закону «золотого сечения». Но, к сожалению, не все фотоаппараты оснащены видоискателями с волшебной сеткой, а все время помнить ее пропорции не так-то просто. Поэтому фотографов выручает другое правило – «Правило третей».
Правило третей
 
 Правило третей и «точки силы»
О нем многие слышали, но до сих пор не знают в чем его суть. Пришло время поставить все точки над «i» в вопросе о правиле третей. Это не что иное, как упрощенный закон золотого сечения. Фотографы упростили это древнее правило для себя, теперь найти главное в фотографии можно, просто разделив кадр на глаз. Правило поможет вам найти зрительные центры кадра, его область интереса. Двумя вертикалями и горизонталями кадр делится на 9 равных прямоугольников, точки пересечения этих линий в центре кадра некоторые называют «точками силы» или красными точками. Выделим их красным цветом, чтобы было понятней. Детали кадра, расположенные в области этих точек привлекают внимание и заявляют о своей значимость, это своеобразные сгустки смысловой энергии.
Этой решеткой легко размечать линии горизонта, воды и берега. Также горизонтальные линии помогут при съемке портретов и массовых снимков.
Вертикальные линии сетки помогут при выстраивании таких объектов как деревья, дома или же стоящего человека. Но не стоит делить кадр на отдельные части строгими линиями, если это не играет на его смысле.
Эта сетка и точки не есть главное правило построения композиции, поэтому вы не обязаны точно совмещать фокусные точки с горячими или же выстраивать их точно по линиям сетки.
На чаше весов
 
 Ошибка композиции: 
тяжелый верх и пустой низ
Равновесие сил – один из основных законов не только мироздания, но и фотографии. «Зрительное равновесие» требует грамотного заполнения всех сторон фотографии: ее верха, низа, левой и правой частей. Мы как бы растягиваем смысловую нагрузку, заполняя незадействованный объем. Вот яркий пример нарушения равновесия. На этой фотографии явно нет баланса ее частей: верх с каркасами, воробьями и старушкой получился слишком насыщенным, в то время как внизу – пустой асфальт, который как бы «зажевывает» восприятие фотографии в целом.
Самый простой способ достичь равновесия – поместить объект съемки в центр фотографии, это хороший вариант для новичков, которые еще не прочувствовали и
 
 Тень слева уравновешивает объект
не освоили других более конструктивных способов. Центральная симметрия наиболее привычна для съемки портретов, единственное «но» – это фон, он должен быть абсолютно равнозначным и с левой и с правой стороны от объекта. Этот способ наиболее примитивен и неинтересен, если только не разбавить кадр эмоцией, взглядом, разворотом человека или игрой светотени. Помните, центральная точка кадра – точка покоя, поместите объект в эту точку, и вы добьетесь статики.
Вы никогда не замечали, что то, что располагается в правой части кадра кажется простым и даже банальным, а то, что слева – интересным. Во всем виноват скучнейший вопрос восприятия изображения: европейцы смотрят на рисунок слева направо и сверху вниз, поэтому, если хотите донести что-то важное – без сомнения используйте верхнюю левую часть кадра. Обратите внимание на следующую фотографию: во-первых, объект съемки – девочка – расположена в стороне от скучного центрального положения. В то же самое время тень от растения в левой части фотографии уравновешивает кадр, объединяет обе его половины и делает его интереснее.
Зарядка для хвоста
Движение в кадре также способствует его заполнению и равновесию. Композиция будет более динамичной, если кадр
 
Сложная диагональ моста разбавляет композицию 
построен справа налево: объект только появился в кадре, а не стремится выйти из него. Но можно построить кадр и в зеркальном направлении. На данной фотографии мальчик не статичен, он направляется из глубины кадра прямо на зрителя, но, в то же самое время, и не покидает его. Все правила соблюдены. Мир состоит не только из вертикалей и горизонталей. В одной из книг по композиции есть хороший пример, который объясняет принципиальную разницу между этими направляющими. Представьте себе пляж, море, песок, ряды шезлонгов… Умиротворяющая картина, не правда ли? И это не потому, что все любят отдых. Это все работа вертикалей: линия горизонта, моря, берега, стройного ряда шезлонгов. Одним словом – мир и покой.
 
 Движение в кадре и грамотный фон
Чтобы вдохнуть жизнь во все это размеренное безобразие – дайте волю диагонали. Если объяснять на пальцах, то диагональ, ниспадающая из левого верхнего угла в правый нижний, называется падающей, а из верхнего правого в левый нижний – восходящей. Разместив в спокойном морском пейзаже парусник и стаю чаек так, чтобы их диагонали совпали, вы заставите зрителя глазами следовать из одной точки в другую.  Фотография перестанет быть статичной, в ней появится идея и внутренняя связь: движение парусника станет продолжением птичьего полета. Попробуйте построить кадр по диагонали. Композиция, построенная по восходящей диагонали, делает кадр спокойным, а по падающей – динамичным.
Горизонтальные линии всегда статичны и предсказуемы, если делят кадр пополам. Главное правило в работе с горизонтом: он должен быть параллелен нижней кромке фотографии и ни в коем случае не делить кадр ровно пополам.  Если же линия горизонта окажется ровно по середине кадра, зритель не сможет разобраться, что именно в кадре является смысловой доминантой: прекрасное голубое небо или же желтый песчаный берег. Стеклянная водная гладь в движении и деревянный мост – центральные моменты композиции этой фотографии, поэтому они и занимают больший объем кадра.
Во всем должен быть баланс, один объект должен уравновешивать другой. Например, вы хотите снять цветок. Само по себе очень мило, но скучно. Уравновесьте его, сдвинув его немного в сторону и захватив в кадр бабочку, которая подлетает к нему. Так у фотографии появится внутреннее содержание.
То, что за спиной
Ваш объект съемки не должен быть равнозначен фону за ним, и ни в коем случае не должно происходить их полное слияние. Главный объект следует выделить либо светом и тенью, либо ракурсом, либо контрастом между объектом и фоном. Если же нет другой возможности поменять фон, используйте технические возможности фотоаппарата: откройте шире диафрагму, чтобы изменить глубину резкости и размыть фон.
Идеальный размер
 
 Используйте объем
Наш глаз воспринимает объекты объемно, помните об этом при построении кадра. Зритель должен как бы погружаться в вашу фотографию, ощущать глубину кадра, поэтому композиция должна быть многоплановой, в ней обязательно должны быть как ближний, так и средний и задний планы.
Не допускайте пустоты в кадре, любое пространство должно быть дополнено или разбавлено интересными деталями, как, например, ветка дерева на фоне бескрайнего неба. Простое облако способно добавить объема фотографии. Глаз зрителя должен быть прикован к основному объекту, а для этого недостаточно просто поставить его в центр. Компенсируйте, но не вносите в кадр конфликтующие элементы. Помните, ваша цель – объект. Вы можете также попробовать изменить композицию переводом фокуса из одной плоскости в другую без сдвига кадра. Не заваливайте кадр, строения на фотографии должны быть такими же, как и в реальной жизни. Постарайтесь ровно держать фотоаппарат, а при съемке архитектуры использовать специальный шифт-объектив.
Ваш объект по возможности должен быть максимально большим, чтобы зритель не блуждал по кадру в его поисках.
Уроки ритмики
 
 Ритмический повтор
Ритм в композиции играет довольно большую роль. Перенасыщенный деталями кадр не всегда гармоничен, но его можно сделать таковым. В зависимости от ракурса съемки можно найти скрытый ритм, движение форм и цветов. Лесной массив на фотографии красив, но аллея с удаляющейся перспективой намного привлекательнее для нашего взгляда. Фокус этого кадра направлен на центральный персик, в то время как части двух других создают ритм на основе формы и цвета . Прогрессия и повторение – основы гармонии во всем, что нас окружает. Добиться ритмичности можно разными способами: чередованием цветов, предметов и линий. Не стоит выстраивать кадр на основе симметрии, если только это не является вашей задумкой, и вы не хотите сыграть на ритме. Симметрия будет интересна, если это не просто банальная последовательность, а еще и игра цвета.
В рамочку
Рамку для фотографии можно не только купить, сделать в фотошопе, но и выстроить при помощи правильной композиции. Все, что окружает главный объект, может стать рамой для него: деревья, столбы, дома. Рамка также поможет вам скрыть все лишнее и избавиться от воздуха, а также добавить объема. Но не переключайте на нее слишком много внимания, ведь главный смысл всегда в объекте съемки.
Цвет
Выбор цветовой палитры – дело сугубо персональное, но и здесь не стоит забывать о некоторых негласных правилах. Яркий цвет сам по себе тянет одеяло на себя, но лучше его использовать в контрасте с другим. Так, красный идеально акцентируется на зеленом, а голубое небо – хороший фон для мелких деталей. Главное – цвета не должно быть слишком много, с ним надо обращаться, как с острым перцем, точно по рецепту. Часто цвет становится основной описательной характеристикой объекта, не упускайте это из виду: в ржавом баке прекрасна не его форма, а именно цвет. Яркие пятна в стороне от главного объекта могут отвлечь внимание зрителя.
Ну и кадр
 
 Общий план
 Крупный план 
интереснее общего
Не бойтесь отсекать все лишнее, берите в кадр лишь то, что действительно стоит внимания зрителя. Главное, чтобы вам самим было понятно, о чем эта фотография, что вы хотите ей сказать. Сравните следующие две фотографии: одна с общим, другая с крупным планом. При большем приближении фотография наполняется внутренней энергией,
 
 Портрет с поворотом в три четверти
которая ограничена границами кадра. На общем плане эта энергия распределяется по всему объему фотографии и становится скучной. При съемке человека помните, что существуют классические ракурсы, требующие присутствия рук в кадре: в полный рост, верх туловища до середины бедра (кисти непременно должны быть в кадре) и крупный портрет с лицом и руками до плеча. Не забывайте, что руки – один из важнейших эмоционально-композиционных элементов. Если вы снимаете крупный план, то снимайте человека на уровне глаз, если же человек в кадре стоит, то опустите аппарат на уровень груди. Этот прием поможет избавиться от неприятной ошибки, когда ноги кажутся короткими, как у лилипута. Чем больше изогнутых и ломаных линий будет в кадре, тем дольше задержится взгляд зрителя на вашей фотографии, но не переусердствуйте, чтобы не отпугнуть зрителя их обилием. Пусть ваша модель развернется на три четверти, чтобы сделать кадр интереснее, либо прислонится к вертикальной поверхности. Обратите внимание, чтобы из головы человека не росло ничего лишнего, не проходила линия горизонта,  не торчали трубы, ветви деревьев. Старайтесь сделать так, чтобы человек был в кадре полностью, не обрезайте его голову и снимайте с ногами.
Ракурс курс
Итак, объект съемки выбран. Теперь, не спеша, выберите ракурс, попробуйте посмотреть на предмет с неожиданной стороны. Только не переусердствуйте, ракурс не должен повлиять на вашу задумку и слишком мозолить взгляд. Вы оказались на
Пример альтернативного ракурса
уличном концерте, вариантов для съемки невероятное множество, но попробуйте взглянуть на мир по-другому. А что если одновременно с музыкантом захватить в кадр и толпу?
Еще одна интересная особенность ракурса заключается в том, что именно в этой области работы с композицией следует вспомнить базовый курс психологии. Например, нечетное количество предметов в кадре смотрится гораздо лучше, чем четное, этим знанием следует воспользоваться. Поэтому, если в кадре на глади озера плавают четыре утки, снимите так, чтобы в итоге на фотографии их осталось только три.
Вот, пожалуй, главные законы композиции. Правил много, но главное из них – это, конечно же, риск, поэтому смело нарушайте правила, оставляйте воздух в кадре, обрезайте детали, ищите свой стиль.
Поначалу многие фотографы долго продумывают композицию, выстраивают светотени, ищут ритм, загоняют кадр в условную сетку, но после нескольких больших съемок вдруг просыпается интуиция. Вы просто начнете ВИДЕТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ кадр, ловить нужные моменты и не думать о композиции, ведь она уже заложена в вашей памяти.
Главное помните: хорошая фотография – как хорошее вино, чем дольше смотришь на нее, тем больше она должна раскрываться.

0 коммент.:

Отправить комментарий