Что стоит знать о фантазии:
1)творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства прежнего личного опыта человека. Надо накапливать опыт, образы и знания (эрудицию). Как это сделать? Во первых, жить, и лучше интересно разнообразить свои впечатления и пробовать новые виды деятельности.
Можно:
- выучить иностранный язык
- освоить какой-нибудь музыкальный инструмент
- начать заниматься танцами, спортом (помимо прочего, физическая деятельность насыщает мозг кислородом)
- сплести фенечку, вышить что-нибудь бисером (занятие мелкой моторикой стимулирует мышление)
- сходить на спектакль, концерт, выставку
- создать картину в новой для вас технике
- испечь печенье по незнакомому ранее рецепту
- нарисовать рисунок или написать письмо левой рукой (если вы правша)
- освоить шрифт Брайля и язык жестов
- (в выходной день) поменять привычный темп действий- если обычно все делаете медленно, ускорьте его в 2 раза, и наоборот
- ощутить новые запахи, например, купите флакончики с эфирными маслами или ароматизированные палочки
- можно принимать душ с закрытыми глазами (так как вы ничего не видите, резко активизируются другие органы чувств)
- отправиться в путешествие
- попробовать отвечать на стандартные вопросы нестандартно (не так, как вы обычно отвечаете - подберите другие слова)
и т.д.
Источником впечатлений, может быть и чужой опыт - общайтесь с разными людьми и читайте, подпитывайте ваш мозг свежей информацией, анализируйте ее. Действенным средством развития фантазии является чтение научно-фантастической литературы.
Старайтесь все время узнавать и ощущать что-то новое. Помимо накопления "строительного материала" для фантазий, необходимость реагировать на непривычные ситуации стимулирует мозг.
2)Чувства, как и мысль, движут творчеством. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования, и наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.
(Иногда можно"вызвать" вдохновение сосредоточившись на какой-то сильной эмоции и "подпитывая" ее новыми порциями соответствующих мыслей. Вероятно, это так же связанно с раскрепощением - остановкой "внутреннего диалога", сомнений, мешающих творчеству).
3) Влияние сна на воображение
- для нормальной работы (в том числе, фантазирования) мозгу необходим отдых, а для этого вы должны получать достаточное количество сна. Это приблизительно 8-9 часов в сутки (впрочем, существует методика "полифазного сна" - признаюсь, не пробовала).
- если вам необходимо было "сгенерировать" творческую идею, вполне возможно, что во сне к вам придет ответ.
- возможно черпать фантазии из собственных снов. Для этого следует записать их сразу после пробуждения .
Заводится дневник снов. Каждый сон записывается в дневник, сопровождаемый точной датой , когда он приснился. Не обязательно, хотя и желательно, записывать сразу всё в подробностях, достаточно наметить основную линию сна. В дальнейшем можно всегда вернуться к этому сну, дополнить его или освежить в памяти в связи с какими-то событиями. Дневник лучше всего держать рядом с кроватью на тумбочке или под подушкой, чтобы не приходилось его искать в самый неподходящий момент.Сразу после пробуждения не следует резко вскакивать и приниматься за обычные дела. Необходимо полежать спокойно несколько минут. Если сразу после пробуждения уделить немного времени хотя бы беглому вспоминанию сюжета сна, он с большой вероятностью закрепится в памяти, и дальше уже можно будет работать над вспоминанием мелких деталей.После того, как восстановилась хоть какая-то картинка сна, нужно взять дневник снов и записать в него всё, что удалось вспомнить. Пусть даже это просто ключевые слова, тезисы, образы, ассоциации, рисунки, схемы мест (план дома, города и т.п.). Любая информация, которую можно записать.
4) Иногда нужно просто раскрепостить свое подсознание и позволить себе фантазировать.
а)Один из способов такого раскрепощения - ведение дневника. Смысл в том, чтобы "выплеснуть" свои повседневные заботы и страхи, которые иначе засоряют наш ум в течении дня и не дают заниматься творчеством. Джулия Кэмерон советует каждое утро, как только вы проснулись, писать "утренние страницы" - не меньше 3-х: "ничего большего от вас не требуется – лишь водите рукой по бумаге и записывайте все, что приходит в голову. И не бойтесь выдать что-нибудь чересчур глупое, жалкое, бессмысленное или чудное... Просто настрочите три страницы... Вся эта чепуха, состоящая из злости и уныния, которую вы записываете по утрам, и есть то, что мешает вам творить. Переживания насчет работы, грязного белья, вмятины на машине, странного взгляда любимой – все это клубится где-то на уровне подсознания и портит настроение целый день. Выплесните все на бумагу. Утренние страницы – основной прием творческого возрождения... Утренние страницы не поддаются обсуждению. Никогда не пропускайте и не урезайте число утренних страниц. Ваше настроение не имеет значения."
б) много больших листов бумаги, много краски и какое-нибудь свободное пространство (комната, полянка) которое не жалко запакостить. Ляпаем кляксы разными цветами и от всей души ("вы должны войти в раж") , не меньше 50-ти листов. Подробно: http://kak.ru/columns/directrix/a9485/
в) рисование пальцами (красками на бумаги, песком на стекле и т.п.)
г) самовнушение
- объявляем себя человеком креативным. Важно искренне поверить в это. Если не верится, попробуйте: визуализацию (вы-творец, выставка ваших работ, все рукоплещут и т.п.) и утверждения (они должны быть короткие, позитивные и в настоящем времени, то есть не "я не буду бояться", а "я смелый"; не "я стану художником", а "я гениальный художник")
- накладываем запрет на фразы (и мысли) недоверия, негативного сомнения и отрицания (типа “так не бывает”, “у меня не получится” и т. п.)
- настраиваемся на готовность восхищаться и изумляться (в том числе по поводу мелочей и привычных на первый взгляд вещей)
- следите за своей осанкой и выражением лица Спину прямо, больше улыбайтесь (1. эмоции и мимика тесно связанны, 2. если вы выглядите победителем, больше шансов, что вас им и воспримут)
_______
Несколько упражнений для художников:
а) поиск способов применения предмета. Называется какой - либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе, она может стать крышей мышиного домика и т. д. Из этого упражнения может родиться неплохая картина.
б) откройте наугад словарь, выберете первое попавшееся слово и нарисуйте образ, пришедший вам в голову. Скорее всего, придется навести справки о предмете (явлении), для точного его воспроизведения. Попробуйте изобразить несколько картин в разных жанрах на одну эту тему, например, портрет и пейзаж.
в) опишите одну и ту же ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения Кота и с точки зрения Воробья в клетке. Выберите персонаж, с позиции которого вы следите за происходящим. Войдите в роль, примерьте на себя ситуацию, ощутите чувства своего героя.Теперь нарисуйте картинку, передайте свои чувства на бумаге
г) упражнения на "дорисовывание"
Из современной психологии известно, что практически любой стимул - даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха - вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные области вашего сознания. «Это не трудно… - писал Леонардо в «Записках», - просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…»
1) Самое простое, чаще всего применяется в работе с детьми. Человек получает лист, на котором нарисованы геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, линии, звезды...), и "дополняет" каждую из фигур до рисунка. Например, круг превращается в кошачью мордочку, треугольник - в платье и т.п. Обычно выполняется "на время" - за 5-10 минут.
2) На листе бумаги произвольно рисуется одна или несколько кривых линий, произвольных фигур (на этом этапе важно не задумываться над тем, что вы изображаете!). Затем в них "ищется" образ - лист можно переворачивать, как вам угодно. Линии "дорисовываются" до полноценной картины. Внимание! - стирать линии запрещено, можно только добавлять. Степень детализации рисунка зависит от вашего желания. Метод можно использовать для получения полноценного рисунка, поиска новых форм или непосредственно в качестве упражнения для фантазии.
(Мозг "узнает" сложную кривую так же, как и любой другой предмет из реального мира, разве что мечется больше и времени на создание визуального образа тратит неизмеримо больше. Зрительный опыт и фантазия помогают дополнить недостающие пробелы, в работу включаются почти все разделы головного мозга. Часто один и тот же зрительный образ может давать совершенно разные реакции на него. Например, кто-то увидит "на узнаваемой кривой" фрагмент пейзажа с барханами или холмами, кто-то дополнит это в образ прекрасной обнаженной девы и т.д. )
3) монотипии
Моно — один, типус — отпечаток (греч.). — графическая техника, максимально пробуждающая фантазию и интуитивное образное мышление. (Чаще всего ее относят к графике, иногда считают чем-то средним между графикой и живописью).
Способы нанесения отпечатка: 1. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок (пятна), сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности, получается оттиск.
2.Способ с использованием бумаги-копирки - надо смять лист копирки в кулаке, расправить некоторые его части, положить на лист белой бумаги и прогладить с нажимом горячим утюгом через кусок ткани. Если хотите получить более густые и темные отпечатки, ткань надо увлажнить. Кляксы после «сухой» глажки получаются такие же контрастные, как и после влажной, но более светлые и кружевные - их легче раскрашивать. 3.Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной фактуры - гладкую, лощеную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее - варианты разные. Можно листы разнять резко или плавно вращая. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна.
(Способ,не относится непосредственно к монотипии, но близок: лист бумаги мочится водой и на него свободно капаются акварельные краски, главное - чтобы не получилось грязи).
После высыхания пятна "дорисовываются".
Можно еще посмотреть на форуме:
тема «Теория Креатива.»
тема «Идеи, как они рождаются?»
тема «Книги по Креативу и Дизайну»
Внимание! Фразы, убивающие вдохновение: http://sergeybiryukov.ru/2006/10/pyatdesya...ih-kreativnost/
Источники:
http://www.vppress.ru/stories/363
http://community.livejournal.com/deti_isku...l?thread=216019
http://creoseo.ru/dhtml107.html
http://digest.subscribe.ru/children/develo.../n85438591.html
http://www.altshuller.ru/rtv/science-fiction2.asp
http://www.live-and-learn.ru/index.php/201...-09-14-15-19-24
http://selfhacker.ru/2010/06/kak-stimuliro...yu-deyatelnost/
http://pavlik.livejournal.com/212717.html
http://www.live-and-learn.ru/index.php/201...02-08-52/440-3-
http://revolution.allbest.ru/psychology/00136209_0.html
http://children.kulichki.net/parents/fantazia.htm
http://digest.subscribe.ru/children/develo.../n85438591.html
http://www.art-gid.ru/interview/1884/
http://revolution.allbest.ru/psychology/00136209_0.html
http://www.sovia.ru/articles/read/how-to-remember-dreams/
http://www.monotypy.ru/monotypia/
http://www.art-gid.ru/interview/1884/
http://www.psy-files.ru/2007/07/18/metodik...ie_palcem..html
http://prayeronline.ru/art/184-utrennie-stranicy.html (здесь можно скачать книгу Д.Кэмерон!)
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104739
http://psyworld.org.ru/2007/09/25/da-zdrav...intuitsiya.html
http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm
0 коммент.:
Отправить комментарий