Профессора оглашали манифест о дополнительных цветах, объясняли, что зеленый рядом с красным смотрится особенно ярко, а цвета, расположенные в круге через один, ставить рядом не рекомендуется. Эти несложные правила всем легко запомнились.
Далее студентам предлагалось изготовить себе такой круг, держать его под рукой всегда и пользоваться им. Но как?
Результаты небольшого опроса о возможном использовании цветового круга в иллюстраторской практике изрядно меня позабавили. Близок к истине оказался коллега, ответивший, что цветовой круг нужен только художникам, рисующим реалистично. Что именно предполагается найти в магическом круге, не знал и он.
Художник, знакомый с оптикой, сможет правильно подобрать все цвета для реалистичной картины, не имея перед глазами объекта изображения. На уроках живописи нам неоднократно сообщалось, что цвета предметов и теней содержат всевозможные оттенки, однако их появление подчинено весьма четким правилам.
Йоханнес Иттен, основоположник «новой науки о цветах», проделав однажды эксперимент с разноцветными лампами и объектами, описал эти правила. К сожалению, полное описание эксперимента приводится фрагментарно в его обширных трудах, и лишь профессора некоторых вузов потрудились объединить все примеры в одном учебнике. Перечитывать все книги самостоятельно большинство студентов ленится, а попытки восстановить целое по обрывочной информации остаются бесплодными.

Белый предмет отбрасывает зеленую тень.
При наличии дневного света цветной свет, направленный на белый предмет, так же отбрасывает тень дополнительного к нему света, например, свет от зеленой лампы — красную, а от фиолетовой — желтую.
Два исключения: свет красно-оранжевой или сине-зеленой лампы отбрасывает черную тень.
Если тень падает на цветной фон, ее цвет смешивается с цветом фона.
Приведенного выше достаточно для выбора гармоничных или правдоподобных цветов не только для реалистичных картинок.
Для особо любознательных приведу описание эксперимента с разноцветными лампами в темноте, подарившего нам удивительные и неожиданные результаты. Железной логики описанных выше примеров в этом случае выявить не удалось, поэтому придется запомнить, что произошло, в чем вам несомненно поможет находящийся под рукой цветовой круг.
В отсутствие дневного света, освещение предмета двумя цветными лампами приводит к следующему:
- В красном и зеленом светах, красный луч отбрасывает зеленую тень, зеленый — красную.
- Красный и зеленый света, пересекаясь, дают желтый.

- Синий и оранжевый света, пересекаясь, производят пурпурно розовый, (фиолетово-белый).

- Пересекаясь, желтый и фиолетовый света дают белый.


Пересекаясь, красно-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый.

Пересекаясь, желто-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый.

Пересекаясь, желто-зеленый и красно-фиолетовый света производят желто-белый.


- Пересекаясь, эти света производят сине-зеленый.

- В зеленом и желтом светах, желтый отбрасывает зеленую тень, зеленый — желтую.
- Пересекаясь, эти света производят желто-зеленый.

- В желтом и оранжевом светах, желтый отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — желтую.
- Пересекаясь, эти света производят желто-оранжевый.

- В оранжевом и красном светах, оранжевый отбрасывает красную тень, красный — оранжевую.
- Пересекаясь, эти света производят красно-оранжевый.

- В красном и фиолетовом светах, красный отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — красную.
- Пересекаясь, эти света производят красно-фиолетовый.

- В фиолетовом и синем светах, фиолетовый отбрасывает синюю тень, синий — фиолетовую.
- Пересекаясь, эти света производят фиолетово-синий.

Во всех случаях тени в пересекающихся лучах — черные.

Выходит, для создания совершенно реалистичной картины цветового круга все же мало. Настоящая жизнь непременно одарит картину новым цветом или тенью. А для создания изображений вымышленных или упрощенных, удачного выбора колорита, цветового круга вполне достаточно.
Оригинал на http://www.miu-mau.org
0 коммент.:
Отправить комментарий